Православный календарь на каждый день. Посты, праздники, святцы

Вначале совсем не про Смолево. Встретился я как-то с отчеством Товарищтойвович. Его носитель из далекой Тувы был. И подумал, что на заре Советской власти был в тех местах (хочется даже предположить, на руководящей работе) товарищ Тойвович. И не только был он товарищем и другом для всех трудящихся тамошних старообрядцев (или староверов, как их еще называют), а в какой-то день отцом конкретного ребенка стал. Но когда факт этот в ЗАГСе или каком-то другом соответствующем органе зафиксировать решили, то оказалось, что Товарищ уже в других местах с народом дружит, а как звали его, никто и не знает. Так и пришлось записать – Товарищтойвович. Вот фантазия-то у меня разыгралась!

В моей базе по Смолево сейчас 772 персоны мужского пола и 884 персоны женского. С именами, естественно. Предупреждаю сразу – эта статистика только для Смолево. Если в Смолево Петры и Павлы – большая редкость, то в Кузяево, например, Петр по частоте встречаемости близок к Ивану. В Молоково свой спектр старообрядческих имен . Есть еще особенность – спектр женских имен в несколько раз меньше спектра мужских.
Одни имена настолько для Смолево редкие, что встречаются всего по одному разу. Их тут же и приведу:
Абмон, Авдей, Аверьян, Авраам, Агафон, Агния, Алфер, Амельян, Аника, Апфия, Арефий
Варфоломей, Влас
Давыд, Дей, Дементий
Евдоким, Елизар, Епифан
Захар, Зиновья, Зот
Ион, Исаак
Капитолина, Киприан, Кирьен, Корнил
Лафрентий
Малофей, Маркел, Меланья, Меркурий, Мина, Минодора, Минофий, Моисей
Назар, Ненила, Никон
Олимпий
Пахом
Самойла, Самсон, Сафон, Селиван, Серафима, Силантий, Софья
Тарас, Трефил
Улита, Устин
Федосей, Феклист, Феофан, Фетинья, Филат
Христина
Ювеналий, Юлий
Что про них скажешь? Вот о некоторых думаешь: «Естественно, что один раз. Вот Дей, например, или Зот, или Ювеналий. Хорошо еще, что вообще встретилось». Про другие: «Почему так мало Евдокимов, Захаров, всего одна Софья, Серафима?». Уж как есть.

А первая десятка имен старообрядцев Смолево такая:
Авдотья 83
Иван 77
Анна 73
Марья (Мария) 61
Ирина 49
Василий 35
Марфа 33
Татьяна 31
Матрена 29
Федор 27
Самые привычные имена. Есть и убедительный лидер. Авдотья – вот истинно смолевское имя.

Еще отмечу, что от ревизии к ревизии некоторые имена пишутся по-разному. Разгадать, что Абакум – это и Аввакум в другой записи, а Ефимия – Ефимья – Евфимия – Афимья, Семен – Симеон, Финоген – Анфиноген, Акулина – Акиляна, Параскева – Прасковья труда не составляет. Надо лишь быть внимательным, если работаешь с компьютерными опциями поиска.
Чуть сложнее, когда Харлампий в Варлама преобразуется, Хрисанф в Кирсана, а Кристина (Христина) в Хрисунью.
По-настоящему значительную трансформацию претерпело имя Сила: Сила, Силин, Селуян, Силантий.

Но чемпионом такую связку объявляю: Армос – Анмос – Аммон – Абмон. Причем ни одно из них не повторяется дважды, да и ни одна из этих версий имени в святцах не прописана, а самое близкое звучит как Амос. Но я не решился его применить и нарек Корчагина Абмона Ивановича именем по своему произволу. А что было делать?

Раскол церкви на Руси произошел в середине XVII столетия, когда по инициативе патриарха Никона была проведена церковная реформа с целью привести русские религиозные обряды в соответствие с греческими православными традициями. Но не все приняли нововведения, что породило старообрядчество. Староверы и по сей день живут по своим законам, в частности, по-особенному нарекают своих детей.

Как давали имена старообрядцы?

В статье «Об имени собственном в русских конфессиональных группах» доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института языкознания АН СССР/РАН Никитина отмечает: «Внутриконфессиональные и территориальные варианты старообрядческой культуры пользуются стихийно сложившимися именниками – совокупностью наиболее употребительных в данной локальной культуре имен, однако общей основой всех локальных именников являются старообрядческие святцы».

Итак, имена давались строго по святцам: мальчикам в течение первых восьми дней, девочкам – в пределах восьми дней до или после даты рождения. Поэтому многие староверы носили имена редкие и в наше время практически позабытые, например: Макарий, Прокопий, Савватий, Февруса, Улита, Ермил, Гликерия, Каллистрат, Корнил, Секлетинья, Гермоген, Фотинья. При этом в одной семье могло быть несколько детей с одинаковыми именами – это не возбранялось.

Канонические и неканонические формы

Этнограф А.И. Назаров в работе «Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского Казачьего войска» обращает внимание на то, что в метрических книгах старообрядческих поселений встречаются как канонические, так и неканонические написания отдельных имен. К последним, к примеру, можно отнести такие, как Афтаном, Антон, Гаврила, Ефимий, Михайла, Степан, Фокий; Настасья, Анисья, Дарья, Арина, Устина.

«Некоторые имена в метрической книге за 1833 год встретились только в неканонической форме, - сообщает исследователь, - например, мужские имена Авиналий, Анисим, Ануфрий, Арефий, Кирила (Кирилла), женские имена Алимпиада (Елимпияда), Улияна (Ульяна), Улияния (Ульяния). Им соответствуют канонические формы Увеналий, Онисим, Онуфрий, Арефа, Кирил; Олимпиада, Иулиана, Иулиания».

Интересно, что по старообрядческим канонам имя Николай встречается только в форме Никола, бытовавшей до так называемой книжной справы во второй половине XVII века. Согласно источникам, протопоп Аввакум говорил по этому поводу: «В немцах немчин был Николай, а при апостолах еретик был Николай, а во святых нет нигде Николая».

Как менялись традиции?

По словам С.Е. Никитиной, хотя в старообрядческой среде нередко встречались и общеупотребительные имена – Иван, Мария, Петр, Анна, Василий, Татьяна, Павел, Наталья, наряду с ними в ходу были и менее распространенные - Савелий, Евдокия, Карп, Ефросинья, Савватий, Прасковья, Ульяна, Матрена, Пелагея, Акулина, Федора, Мавра. Причем происходило это уже в послереволюционный период, на что указывает документация, хранящаяся в сельсоветах некоторых старообрядческих сел Урала и Сибири.

Иногда молодежь самовольно меняла имена: например, Федора становилась Фаиной, Акулина – Линой, Пелагея – Полиной, Фотинья – Светланой (перевод с греческого). Приверженцы старой веры подобное поведение осуждали: «Имя без толку менять нельзя: оно по книге дадено (то есть по святцам) и веками испытано».

Только в 60-е годы ХХ века старообрядцы стали называть своих детей более традиционными для нас именами, хотя тоже имеющимися в святцах, – Андрей, Сергей, Анатолий, Екатерина, Валентина, Галина.

Сегодня «старообрядческие» имена встречаются в основном у выходцев с Урала и из Сибири, а также у потомков старообрядцев, после революции эмигрировавших на Запад. Причем С.Е. Никитина отмечает: «Старообрядческие имена у староверов в Америке также поражают своей необычностью. Вот, например, мужские имена: Авраамий, Онуфрий, Лаврен, Нестор, Киприян – от них не образовывают уменьшительных. Такие женские имена, как Минадора, Феоктиста также не имеют уменьшительных форм. Те же, которые их имеют, не всегда совпадают с привычными для нас: Прасковья – Пана, Климент – Митька, Евдокия – Кея (от варианта Евдокея), Фетинья – Фета. В последнее время появляются в качестве уменьшительных “американские” имена: Сэм (от Самуил), Салли (от Саломея, русский вариант – Солонька) и т.д.»

Староверие, или старообрядчество - явление уникальное. И духовно, и культурно. Экономисты отмечают, что староверческие общины за рубежом часто успешнее, чем местное население.

1. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

2. Вплоть до первой половины XIX века термин «старообрядческий» в духовной литературе не использовался.

3. Основных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

4. В старообрядчестве выделяется несколько десятков толков и ещё больше согласий. Есть даже поговорка «Что ни мужик то толк, что ни баба то согласие».

5. На нательном кресте у староверов нет изображения Христа, так как этот крест символизирует собственный крест человека, способность человека к подвигу за веру. Крест же с изображением Христа считается иконой, его носить не положено.

6. Самое большое в Латинской Америке место компактного проживания русских староверов-часовенных - Колониа-Русса или Масса-Пе. Здесь живет около 60 семей, или порядка 400–450 человек, действуют три собора с тремя отдельными моленными.

7. У старообрядцев сохраняется монодическое, крюковое пение (знаменное и демественное). Оно получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

8. С точки зрения староверов – патриарх Никон и его сторонники ушли из церкви, а не наоборот.

9. У староверов крестный ход совершается по солнцу. Солнце в данном случае символизирует Христа (дающего жизнь и свет). Во время реформы указ совершать крестный ход против Солнца воспринялся как еретический.

10. В первое время после раскола была привычка записывать в «старообрядцы» вообще все возникавшие в то время секты (в основном, «духовно-христианского» направления, вроде «скопцов») и еретические течения, что впоследствии создало определенную путаницу.

11 . Долгое время среди староверов халтурное выполнение работы считалось грехом. Нужно признать, что на материальном положении староверов это сказывалось самым благоприятным образом.

12. Староверы-«беглопоповцы» признают священство новой церкви «действующим». Перешедший к староверам-беглопоповцем священник из новой церкви сохранял свой сан. Часть из них восстановило собственное священство, образовав «поповские» согласия.

13. Староверы-беспоповцы считают священство полностью утраченным. Перешедший к староверам-беспоповцам священник из новой церкви становится простым мирянином

14. Согласно старой традиции, есть лишь часть таинств, которые могут совершать только священники или епископы – все остальное доступно и простым мирянам

15. Таинством, доступным лишь священникам, является бракосочетание. Несмотря на это, в поморском согласии бракосочетание все равно практикуется. Также в отдельных общинах поморцев порой совершается и другое недоступное таинство – причастие, хотя его действенность и ставится под сомнение

16. В отличие от поморцев, в федосеевском согласии бракосочетание считают утраченным, вместе со священством. Тем не менее, семьи заводят, но считают, что всю жизнь живут в блуде.

17. У староверов положено произносить либо тройное «Аллилуйя», в честь Святой Троицы, либо два «Аллилуйя» в честь Отца и Святого духа, и «Слава тебе Боже!» в честь Христа. Когда в реформированной церкви стали произносить три «Аллилуйя» и «Слава тебе Боже!» староверы посчитали, что лишняя «Аллилуйя» произносится в честь дьявола.

18. Среди староверов не приветствуются иконы на бумаге (как и любом другом материале, который легко может повредиться). Напротив, широкое распространение получили литые металлические иконы.

19 . Староверы совершают крестное знамение двумя перстами. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек).

20. Староверы пишут имя Господа как «Исус». Традиция написания имени была изменена в ходе никоновской реформы. Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

21. У староверов не положено молиться стоя на коленях (земные поклоны таковыми не считаются), а также разрешено стоять во время молитвы со сложенными на груди руками (правая поверх левой).

22. Староверы беспоповцы дырники отрицают иконы, молятся строго на восток, для чего прорубают в стене дома отверстия, чтобы молиться в зимнее время.

23. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы».

24. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса. Лестовку .

25. Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

26. В царской России были периоды, когда законным считался лишь брак (со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая права наследования и т.п.), заключенный официальной церковью. В этих условиях многие староверы нередко прибегали к уловке, на время свадьбы формально принимая нововерие. Впрочем, к таким уловкам в то время прибегали не одни только староверы

27. Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России - Русская православная старообрядческая церковь - относится к поповцам.

28. Очень неоднозначное отношение у староверов было к царям: в то время, как одни норовили записать очередного царя-гонителя в антихристы, другие же, напротив, царей всячески выгораживали. Никон, по представлениям староверов, околдовал Алексея Михайловича, а в староверских вариантах сказаний о подмене царя Петра, истинный царь Петр возвращался в старую веру и погибал мученической смертью от рук сторонников самозванца.

29. По мнению экономиста Данила Раскова, старообрядцы за границей несколько успешнее аборигенов, поскольку более трудолюбивы, способны к выполнению монотонной и сложной работы, больше ориентируются на проекты, требующие времени, не боятся инвестировать, у них более крепкие семьи. Один из примеров: село Покровка в Молдавии, которое, вопреки общим тенденциям, даже несколько разрослось, поскольку молодежь остается в селе.

30. Старообрядцы, или староверы, несмотря на название, весьма современны. Они обычно успешны в работе и сплочены. Старообрядческие книги можно почитать и скачать в интернете, а у крупных течений, например у Древлеправославной церкви есть и свои сайты .

В древности люди считали, что существует магическая связь человека и его имени. Полагали, что не зная основного имени, невозможно причинить человеку зла. Поэтому часто детям давали два имени: первое – обманное, известное всем, и второе – тайное, которое знали только самые близкие. Тайное имя скрывали, чтобы защитить дитя от сглаза и злых духов. Ложное имя иногда специально делали непривлекательным , чтобы обмануть нечистую силу.

В подростковом возрасте происходил обряд повторного имянаречения. Юношу называли в соответствии с выраженными чертами и особенностями характера, которые проявлялись к этому времени.

История возникновения

В дохристианскую эпоху славянские имена отражали смысл, вкладываемый при наречении. Обычно имя несло положительную энергетику и выражало надежды и пожелания родителей. Можно выделить несколько вариантов происхождения славянских имен :

  • От погодных явлений (Мороз, Ветран), времени суток (Суморок, Зорян).
  • Из природного мира: рыбьи (Ерш, Сом), звериные (Волк, Заяц), птичьи (Орел, Соловей, Ворон).
  • По качествам человека (Умник, Добряк, Молчан, Тишило). По чертам характера: Храбр (смелый, храбрый), Веселин (веселый, озорной), Обиден (обидчивый).
  • По внешним особенностям (Кудряш, Мал, Черныш). Крепких старославянских мальчиков могли назвать: Дубыня (сильный, как дуб), Горислав (стойкий, как гора).
  • Имена от глаголов, наречий (Ждан, Хотен, Найден, Дарен).
  • По порядку рождения: числительные (Первуша, Вторак, Третьяк, Шестак, Девятко), и порядковые (Старшой, Меньшак).
  • От языческих богов (Велес, Ярило).
  • Отрицательные имена выбирали для защиты от сглаза (Лихо, Злоба, Неждан, Дурак), или как отражение физических недостатков (Крив, Невзор, Некрас).
  • По роду занятий, профессии – Кожемяка, Воин, Селянин. Эти имена похожи на прозвища, но на самом деле они подтверждены сохранившимися документами.
  • Имена-производные от имен других народов. От древнегерманских имен Хродрик, Ингварр, Хельг произошли древнерусские Рюрик, Игорь, Олег.
  • Сложные или двухосновные имена, составленные из двух корней, объединенных соединяющей гласной.

Двухосновные

Большая часть древнеславянских имен представлена сложными двухосновными именами . Один корень такого имени определял качества (сила, власть, мощь, любовь), а второй корень показывал сферу их применения (все, люди, добро, боги, войско). Заложенный смысл таких имен можно определить интуитивно на слух. Например, Богомил – Богу милый, Всемил – всем милый, Казимир – кажет, показывает мир.

Склонность к военному искусству передавалось именами с военными корнями -полк, вой-, рати-:

  1. Ярополк.
  2. Ратибор.
  3. Ратислав.
  4. Воислав.

Склонным к изучению духовных наук добавлялся корень свят-:

  1. Святослав.
  2. Святомир.

Положительные качества определяли корни добро-, мило-, радо-, любо-:

  1. Любомир.
  2. Доброгост.
  3. Радолюб.

Некоторые смыслы уже сложно определить по звучанию, потому что значения слов изменились. Например, корень -жир означал изобилие, богатство:

  1. Жирослав.
  2. Домажир.

Корень -остр (остръ) означал храбрый:

  1. Остромир.
  2. Остромысл.

Корень -слав говорил о княжеском происхождении имени и высшем сословии. У ремесленников и крестьян те же имена имели простые суффиксы и окончания: -л(о), -ят(а), -ш(а), -н(я):

  1. Доброслав – Добрыня, Добрята.
  2. Путислав – Путята, Путятя.
  3. Станислав – Станило.
  4. Мстислав – Местило, Мистяша.

Эволюция

Многие имена древних славянских мужчин были утеряны после прихода на Русь христианства. На смену славянским языческим богам с христианством пришел единый Бог . С изменением веры произошел отказ от имен, которые включали имена старых богов (Ярило, Велес). Часть древнеславянских имен были запрещены христианской церковью.

Старославянские имена заменили имена из Библии (греческие, еврейские, римские и другие). После принятия христианства детей стали называть в честь православных святых. К примеру древнее имя Иван, которое легло в основу многих народных сказок и кажется исконно русским, произошло от еврейского имени Иоанн, и появилось уже после крещения Руси.

Часть древнеславянских имен оставались в обиходе, как мирские домашние имена, ими называли ребенка в семейном кругу. Некоторые из этих имен постепенно превратились в прозвища.

Много древних имен легло в основу фамилий (Неждан – Нежданов, Волк – Волков, Невзор – Невзоров, Некрас – Некрасов, Молчан – Молчанов, Заяц – Зайцев, Третьяк – Третьяков, Злоба – Злобов, Путяй – Путин, Орел – Орлов, Ерш – Ершов).

Часть славянских имен дошли до наших дней практически в неизменном виде. Владимир, Станислав, Вячеслав, Владислав – остаются популярными и современными и в настоящее время. Эти имена носили правители, князья, полководцы и воеводы, поэтому они сохранялись актуальными многие столетия. Часть старославянских имен были канонизированы церковью , по ним были добавлены именины, эти имена были внесены в церковные календари и остались в употреблении:

  • Владимир.
  • Богдан.
  • Всеволод.
  • Владислав.
  • Ярослав.

Полный список старославянских и их значения

Вот что означали древние имена русских мужчин :

  • Бажен (желанный, любимый, божий).
  • Базан (крикун).
  • Башило (баловник, шалун).
  • Белимир (белый, светлый мир).
  • Белогор (белая гора, возвышенный).
  • Белослав (белая, светлая слава).
  • Беляй (белый, светлый).
  • Берислав (берущий славу).
  • Богдан (Богами данный).
  • Боголюб (Бога любящий).
  • Богомир (Богу мир).
  • Болеслав (более славный, наиславнейший).
  • Боримир (борющийся за мир).
  • Борислав (борющийся за славу).
  • Братислав (брат, друг славы).
  • Бронислав (оберегающий славу).
  • Брячислав (славный воин).
  • Будимир (будящий, пробуждающий мир).
  • Бурислав (бурная слава).
  • Вадим (спорящий, доказывающий).
  • Вадимир (привлекающий, зовущий).
  • Велизар (великая заря, много света).
  • Велимир (великий, большой мир).
  • Велимудр (знающий).
  • Весилин (веселый, жизнерадостный).
  • Владимир (владеющий миром, стремящийся к согласию).
  • Владислав (владеющий славой).
  • Властимир (властвующий над миром).
  • Воислав (воюющий за славу, славный воин).
  • Володар (владеющий волей, владыка).
  • Вольга (чудодей, богатырь).
  • Воротислав (возвращающий славу).
  • Всеволод (всем владеющий).
  • Всеслав (самый славный, великодушный).
  • Вышеслав (выше других славой, прославленный).
  • Вячеслав (наиболее славный, наиславнейший).
  • Глеб (представленный Богу, отданный под защиту Богу).
  • Горазд (большой, крупный, умелый).
  • Горислав (пылающий в славе).
  • Градомир (созидатель мира).
  • Градислав (хранящий славу).
  • Гремислав (громко прославившийся).
  • Данислав (пусть будет славным).
  • Даримир (дарующий мир).
  • Добролюб (добрый, любящий).
  • Добромил (добрый, милый).
  • Добромысл (добро мыслящий).
  • Доброслав (прославленный добром, славящий добро).
  • Добрыня (добрый, удалой).
  • Драгомил (особенно дорогой, драгоценный).
  • Драгомир (дорожащий миром, любимый всеми).
  • Дружина (друг, товарищ, или войско, отряд).
  • Душан (душевный, духовный).
  • Духовлад (владеющий духом).
  • Есений (ясное небо, ясный).
  • Ждан (желанный, ожидаемый).
  • Житеслав (славящий жизнь).
  • Звяга (крикливый).
  • Звенимир (звенящий о мире, зовущий к согласию).
  • Златан (золотой, драгоценный).
  • Златомир (золотой мир).
  • Златослав (золотая слава).
  • Изяслав (добывший славу).
  • Ижеслав (будь со славой).
  • Истислав (истину славящий).
  • Казимир (несущий мир, покой).
  • Красимир (прекрасный мир).
  • Красислав (красота славы).
  • Лабута (неуклюжий, увалень).
  • Ладимир (умиротворяющий, в ладу с миром).
  • Ладислав (славящий красоту, гармоничный).
  • Лель (любовный, страстный).
  • Лучезар (лучащийся, светящийся).
  • Любим (любимый).
  • Любомир (любящий мир, любый миру).
  • Любомысл (любящий мыслить).
  • Любослав (славящий любовь).
  • Людмил (людям милый).
  • Мал, Малюта (маленький, малыш).
  • Мечислав (прославившийся мечом, славный воин, доблестный).
  • Милан (милый, нежный).
  • Милован (ласковый, заботливый).
  • Милослав (милая слава).
  • Мирко (мирный, спокойный).
  • Мирослав (славный миром, славящий мир).
  • Молчан (молчун, немногословный).
  • Мстислав (непримиримый, мстящий за славу, славный мститель).
  • Мыслимир (мыслящий о мире).
  • Надея (надежда, ожидание).
  • Негомир (нежный мир).
  • Никола (победитель, воин).
  • Одинец (единственный, первый по счету).
  • Олег (священный, посвященный).
  • Остромир (пронзающий, храбрый мир).
  • Остромысл (остро мыслящий, храбро мыслящий).
  • Пересвет (пресветлый, яркий, ясный).
  • Полкан (сильный, прыткий).
  • Полюда (великан, огромный).
  • Прекрас (прекрасный).
  • Путимир (разумный мир, путь мира).
  • Путислав (прославивший свой путь, благословенная дорога).
  • Радамир (радующийся миру, борец за мир).
  • Радей (радостный, радость).
  • Радимир (радеющий за мир).
  • Радислав (радующийся славе, радеющий о славе).
  • Радмил (милая радость).
  • Радосвет (свет радости).
  • Ратибор (бесстрашный воин, победитель войска).
  • Родислав (родом славный).
  • Ростислав (растущая слава, выросший для славы).
  • Светозар (светом озаряющий, озаренный светом).
  • Святомир (святой мир).
  • Святослав (освященный славой).
  • Святополк (борец за святое дело, святое воинство).
  • Славомир (славящий мир).
  • Станислав (становящийся славным или славящийся станом).
  • Стоян (стойкий, крепкий).
  • Твердимир (твердый мир).
  • Творимир (создающий мир).
  • Тихомир (тихий, мирный, умиротворенный).
  • Тихослав (тихая слава).
  • Хотислав (желающий славы, стремящийся к славе).
  • Храбр (храбрый).
  • Хранислав (хранитель славы).
  • Чеслав (прославленный).
  • Чудомил (чудесный, милый).
  • Янислав (славный).
  • Яромир (яркий мир).
  • Ярополк (яркий полк, мощное войско).
  • Ярослав (яркий славный, славящий Ярилу, бога Солнца).

Древнеславянские мужские имена не только красиво звучат, но и имеют глубокие корни и сакральные значения. Они несут в себе печать энергетики, культуры и традиций славянского народа. Выбирая древнеславянское мужское имя, родители закладывают основы духовных качеств и направление жизненного пути своего ребенка, ведь на растущего мальчика будут проецироваться те черты, которыми обладали великие предки.

Раскол церкви на Руси произошел в середине XVII столетия, когда по инициативе патриарха Никона была проведена церковная реформа с целью привести русские религиозные традиции в соответствие с греческим православием. Но не все приняли нововведения, и упорство нежелающих новой породило старообрядчество. Староверы и по сей день живут по своим законам, в частности, по-особенному нарекают своих детей. Как давали имена старообрядцы? В статье «Об имени собственном в русских конфессиональных группах» доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института языкознания АН СССР/РАН Никитина отмечает: «Внутриконфессиональные и территориальные варианты старообрядческой культуры пользуются стихийно сложившимися именниками – совокупностью наиболее употребительных в данной локальной культуре имен, однако общей основой всех локальных именников являются старообрядческие святцы». Итак, имена давались строго по святцам: мальчикам в течение первых восьми дней, девочкам – в пределах восьми дней до или после даты рождения. Поэтому многие староверы носили имена редкие и в наше время практически позабытые, например: Макарий, Прокопий, Савватий, Февруса, Улита, Ермил, Гликерия, Каллистрат, Корнил, Секлетинья, Гермоген, Фотинья. При этом в одной семье могло быть несколько детей с одинаковыми именами – это не возбранялось. Канонические и неканонические формы Этнограф Назаров в работе «Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского Казачьего войска» обращает внимание на то, что в метрических книгах старообрядческих поселений встречаются как канонические, так и неканонические написания отдельных имен. К последним, к примеру, можно отнести такие, как Афтаном, Антон, Гаврила, Ефимий, Михайла, Степан, Фокий; Настасья, Анисья, Дарья, Арина, Устина. «Некоторые имена в метрической книге за 1833 год встретились только в неканонической форме, - сообщает исследователь, - например, мужские имена Авиналий, Анисим, Ануфрий, Арефий, Кирила (Кирилла), женские имена Алимпиада (Елимпияда), Улияна (Ульяна), Улияния (Ульяния). Им соответствуют канонические формы Увеналий, Онисим, Онуфрий, Арефа, Кирил; Олимпиада, Иулиана, Иулиания». Интересно, что по старообрядческим канонам имя Николай встречается только в форме Никола, бытовавшей до так называемой книжной справы во второй половине XVII века. Согласно источникам, протопоп Аввакум говорил по этому поводу: «В немцах немчин был Николай, а при апостолах еретик был Николай, а во святых нет нигде Николая». Как менялись традиции? По словам Никитиной, хоть в старообрядческой среде нередко встречались и общеупотребительные имена – Иван, Мария, Петр, Анна, Василий, Татьяна, Павел, Наталья, наряду с ними в ходу были и менее распространенные - Савелий, Евдокия, Карп, Ефросинья, Савватий, Прасковья, Ульяна, Матрена, Пелагея, Акулина, Федора, Мавра. Причем происходило это уже в послереволюционный период, на что указывает документация, хранящаяся в сельсоветах некоторых старообрядческих сел Урала и Сибири. Иногда молодежь самовольно меняла имена: например, Федора становилась Фаиной, Акулина – Линой, Пелагея – Полиной, Фотинья – Светланой (перевод с греческого). Приверженцы старой веры подобное поведение осуждали: «Имя без толку менять нельзя: оно по книге дадено (то есть по святцам) и веками испытано». Только в 60-е годы ХХ века старообрядцы стали называть своих детей более традиционными для нас именами, хотя тоже имеющимися в святцах, – Андрей, Сергей, Анатолий, Екатерина, Валентина, Галина. Сегодня «старообрядческие» имена встречаются в основном у выходцев с Урала и из Сибири, а также у потомков старообрядцев, после революции эмигрировавших на Запад. Причем С.Е. Никитина отмечает: «Старообрядческие имена у староверов в Америке также поражают своей необычностью. Вот, например, мужские имена: Авраамий, Онуфрий, Лаврен, Нестор, Киприян – от них не образовывают уменьшительных. Такие женские имена, как Минадора, Феоктиста также не имеют уменьшительных форм. Те же, которые их имеют, не всегда совпадают с привычными для нас: Прасковья – Пана, Климент – Митька, Евдокия – Кея (от варианта Евдокея), Фетинья – Фета. В последнее время появляются в качестве уменьшительных “американские” имена: Сэм (от Самуил), Салли (от Саломея, русский вариант – Солонька) и так далее». Можно ли определить, что то или иное имя является старообрядческим? Можно, если кроме старообрядческих святцев, оно нигде не фигурирует. В остальных случаях для этого следует изучить историю предков носителя имени. _____________________________________________________________