Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков. Психологическая диагностика Обращаться ли к специалисту

Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет. Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло. Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.

Что такое психология подростка

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание. Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике. Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.

Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний . Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.

Подростковые проблемы

Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):

  1. Одержимость гаджетами. Электронные устройства заменяют реальный мир, влияют на саморазвитие, не оставляют времени на помощь по дому, учебу.
  2. Враждебность к родителям. Мальчики и девочки начинают хамить, вести себя неуважительно, игнорировать правила.
  3. Ложь. За ней стоит боязнь быть осужденным, отруганным или наказанным, ведь подросток нередко нарушает установленные правила.
  4. Поздние приходы домой. Ребенок испытывает пределы, намеренно нарушает временные границы.
  5. Дружба с плохой компанией. Ребенок думает, что те ребята крутые, поэтому он жаждет стать таким же.
  6. Употребление алкоголя, наркотиков, курение. Трудный подросток стремится возвыситься над другими, испытать новые ощущения.

Психологические проблемы подростков

Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет .

Почти все проблемы современных подростков вытекают из конфликта, описанного выше. Тинейджер хочет самоутверждения. Если что-то идет не так, как он желал, возникают депрессии, замкнутости, ребенок становится скрытным или всячески протестует против общественности. Вопросы пола подогревают это состояние. Подростковая гиперсексуальность приводит к активной мастурбации, которая сопровождается чувством вины, ранним половыми связями и всеми последствиями, связанными с ними. Девственность тоже может стать причиной волнения.

Подростковая психология мальчиков

Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей. Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь. Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.

Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:

  • беспокойство по поводу мнения окружающих, своей внешности;
  • неуверенность в своих силах;
  • юношеский максимализм: самонадеянность, категоричность в суждениях;
  • полярность психики: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности;
  • стремление получить максимум информации по интересующему вопросу.

Подростковая психология девочек

Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу. У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин. У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.

Кризис идентичности

Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.

Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:

  • положительная: кем подросток должен стать;
  • отрицательная: кем не должен стать.

Социальные взаимоотношения

При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно. Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет. Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.

Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.

Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.

Поведение подростка в 14 лет

В этот период меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.

Как разговаривать с подростком

Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:

  • Не допускайте критики внешности. Даже если не все идеально, совместными силами вы исправите изъяны.
  • Будьте внимательны к ребенку. Спрашивайте, как дела. Если вам не нравится поведение, не осуждайте это откровенно. Окольными путями или на своем примере можно предложить тот вариант развития событий, который вам приемлем.
  • Будьте искренне заинтересованы успехами чада, «глобальными» проблемами со сверстниками.
  • Делитесь своими планами, выслушивайте советы, даже если они кажутся нелепыми. Цените выбор ребенка.
  • Займитесь половым воспитанием. Не бойтесь неадекватного восприятия информации – дети уже готовы к новым открытиям.
  • Хвалите ребенка, будьте на равных, не обижайтесь на перепады настроения и говорите с ним, а если он этого не желает, находите нужный момент для беседы.

Чем увлечь подростка

Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:

  • Физическая культура: баскетбол, волейбол, футбол. Юноши с удовольствием играют в эти игры и выплескивают свою энергию.
  • Собирательные увлечения, коллекционирование. Складывайте марки, фото кумиров, календари, яркие игрушки.
  • Конструирование, создание предметов своими руками. Юные ребята любят делать модели, собирать из конструктора сложные фигуры, экспериментировать с папье-маше.
  • Походы в молодежные организации. Есть специальные объединения, где подростки собираются и общаются по интересам под присмотром психологов, проходят тренинги. В Москве это школа практической психологии «Эмпатия», центр образовательной помощи «ПсиЛайнер».
  • Преображения во внешности. Подберите мальчику классный гардероб, сводите девочку на маникюр, мастер-классы по макияжу, уходу за кожей. Сделайте модную стрижку.

Видео

Психологическая диагностика осуществляется профессиональным психодиагностическим инструментарием, которым работают только профессиональные психологи и интерпретируют результаты с учетом всего арсенала психологических данных о человеке.

В результате получается полный психологический портрет личности с прогнозом дальнейшего поведения и изменения себя, с целью изменения качества своей жизни, выбора и изменения своего жизненного пути.

Никакие он-лайн тесты, которые широко сейчас распространены в сети, не заменят вам профессиональной психологической диагностики, индивидуальных рекомендаций с учетом вашей личности, а так же, при желании возможности профессиональной психотерапии, психокоррекции и консультирования.

Предлагаемые направления психодиагностики:

Раннее детство (1-3 годы):

  • Диагностика моторно-двигательных мыслительных актов;
  • Диагностика-нервно-психического развития детей;
  • Комплексное исследование ребенка;

Дошкольное детство (3-6 лет):

  • Определение уровня зрелости нервных процессов;
  • Исследование памяти;
  • Изучение внимания; Исследование зрительно-моторной координации;
  • Оценка уровня восприятия;
  • Диагностика свойств личности и психических состояний в дошкольном возрасте;
  • Признаки психического напряжения и невротических тенденций;
  • Диагностика социального здоровья дошкольника;
  • Психологическая диагностика готовности к школьному обучению.

Младший школьный возраст (7-11 лет);

  • Оценка психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);
  • Диагностика психических состояний и свойств личности в подростковом возрасте (самооценка, уровень притязаний, страхи, тревожность, агрессивность, самочувствия,оценка нервно-психического напряжения, депрессии, диагностика суицидального поведения);и др., по запросу родителей.
  • и др. моменты по запросу родителей

Подростковый возраст (12-16 лет)

  • Диагностика развития психических процессов (мышление, внимание, память);Диагностика психических состояний и свойств личности в подростковом возрасте (самооценка, уровень притязаний, страхи, тревожность, агрессивность, самочувствия,оценка нервно-психического напряжения, депрессии, диагностика суицидального поведения);и др., по запросу родителей.
  • Диагностика профессиональной направленности личности.
  • Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов;
  • Комплексная психологическая диагностика личности (самооценка, тревожность, страхи, тип личности, возможности, свойства нервной системы, особенности темперамента, характер и т.д).
  • Диагностика психических состояний и свойств личности;
  • Диагностика эмоциональных особенностей и риска заболеваний;
  • Диагностика нервно-психического напряжения;
  • Психологическая диагностика уровня невротизации личности;
  • и др.

Профессия

  • Направленность личности;
  • Оценка профессионально важных качеств;
  • Диагностика психических состояний и свойств личности;
  • Поведение личности в стрессовых ситуациях;
  • Оценка синдрома профессионального выгорания.
  • Мотивация личности;
  • Оценка психологической профессиональной адаптации;
  • и др.

Одной из черт образа современного подростка является привязанность к алкоголю, что породило такой социокультурный и медицинский феномен, как подростковый алкоголизм. Данное явление не новое, но в новых исторических условиях оно заявило о себе по- особенному. Не менее распространено регулярное употребление энергетических напитков. Это во многом связано с последствиями стремительного роста капиталистического производства в России 1990-х гг., вызвавшего интерес у молодых людей к новому стилю жизни, и употребление алкоголя воспринималось многими подростками как доступный способ раскрепощения и достижения свободы. К сожалению, здесь свою недобрую роль сыграла недобросовестная и безнравственная реклама, что отразилось в первую очередь на «пивной культуре», поставившей значительную часть молодых людей на путь пивного алкоголизма. Реакция государства и общества па эту проблему и изменения в законодательстве немного приостановили этот процесс.

Проблема наркомании и ранней наркомании также остается актуальной. Активизация употребления наркотических средств подростками во многом стала продолжением того, с чем столкнулись российское государство и общество в конце 1980-х гг. - с подростковой токсикоманией и повальным употреблением табачных изделий. В то же время, все булыная доступность информации о наркотических средствах, увеличение объема и способов приобретения наркотических средств, расширение ассортимента предлагаемых средств привели к новым проблемам, которые сегодня приходится решать государству и обществу.

В настоящее время деятельность специалистов по работе с молодежью и подростками развиается в нескольких общих направлениях, чтобы снизить риск приобщения к употреблению наркотических средств и алкоголя:

  • формирование у подростков четкой установки на неприятие нарокотиков и алкоголя за счет просветительской работы, распространения информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления психоактивных веществ и алкоголя, пропаганда здорового образа жизни;
  • выявление среди молодых людей групп риска и оказание им адресной социально-педагогической и психологической помощи;
  • внедрение способов организации досуга, исключающих употребление наркотических средств и алкоголя;
  • психологическая работа, направленная па формирование у молодых людей стратегической мотивации (дальних перспектив), поддержка мотивов формирования социально успешной личности и усиление защитных механизмов личности от употребления психоактивных веществ;
  • обеспечение условий для просоциалыюй активности подростков и молодежи, для участия в общественно-полезной деятельности, создание условий для профессиональной ориентации и профессиональной самореализации;
  • включение молодых людей в деятельность по поддержке других представителей группы риска, включая профилактические мероприятия и психологическую коррекцию эмоциональных проблем, решение конфликтных ситуаций;
  • формирование ценностных установок молодежи, связанных с развитием таких представлений, как ответственность, рациональность, социальная солидарность.

Подростковая преступность является чрезвычайно острой проблемой. Заметно растет число преступлений, совершенных подростками (за последние пять лет на 3,5 %), и число несовершеннолетних, принявших участие в преступлениях (за последние пять лет рост па 4,1 %). Сегодня одной из специфических особенностей преступности несовершеннолетних является ее групповой характер . Причем групповая преступность несовершеннолетних приобретает признаки организованности. Среди преступлений, совершаемых подростками, выделяются корыстные и насильственные деяния (кражи, грабеж). Например, наибольшее число преступлений зафиксировано по ст. 158 УК РФ и 161 УК РФ (по этой статье ежегодно осуждается более 15 тыс. подростков). До 85 % в составе преступных деяний несовершеннолетних составляют преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества). Примерно 10-12 % преступлений, совершенных подростками, - преступления против общественной безопасности и здоровья населения. К традиционным преступлениям (хулиганство, незаконные действия с наркотическими средствами, оружием и взрывчатыми веществами, насилие) с развитием современных технологий прибавилась кибер преступность, распространение незаконной информации, хакерство, интернет- и телефонный терроризм.

Исследователи часто объясняют склонности подростков к преступной деятельности обоюдным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего, где формируется агрессия, способная стать причиной склонности к нарушению норм.

Автоагрессия и суицид являются актуальными проблемами современности. Ежегодно из жизни добровольно уходят сотни тысяч людей, еще больше людей покушаются на свою жизнь. Согласно статистике ВОЗ, в возрастной группе 15-29 лет самоубийство занимает 2-3- е места в структуре основных причин смерти.

К культурным и социальным причинам автоагрессии и суицида могут быть отнесены психологические проблемы, которые возникают как результат отторжения или конфликта личности и внешней среды.

Среди главных причин выделяются следующие: распад семьи, этические страдания, низкий уровень самооценки, ощущение слабого внимания других людей, маргинализация, чувство одиночества, ощущение непонимания и недооценки, неумение справляться со сложными психическими состояниями (внешнее давление, стресс, шок), невозможность примириться с неудачами, ощущение утраты, фобии (например, неприязнь к другим людям).

Традиционно суицид считался видом патологии, требующей правового, медицинского или нравственного осуждения. Процесс де- патологизации суицида, проведенный в исследованиях ученых XIX- XX вв., сформировал представление о том, что суицид - это правомерное, осознанное решение личности, такое же, каким является неотъемлемое право личности распоряжаться собственным существованием. Например, гуманитарные подходы к феномену суицида опровергают обязательность связи психопатологических состояний и суицида (Э. Дюркгейм ), связывают суицид с «религиозной болезнью интеллекта» (У. Джеймс). Русский философ Н.А. Бердяев полагал, что самоубийство вызвано погруженностью человека в себя и является следствием плотного взаимодействия человека и Мира. В качестве главной причины добровольного желания уйти из жизни К. Ясперс и Д. Юм выделяют потерю смысла существования, возникновение экзистенциального вакуума . Большинство из приведенных выводов о причинах суицида может относиться к старшей возрастной группе, то последнее замечание связано с подростковым периодом. Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте экзистенциальный вакуум не образуется путем вытеснения прежнего опыта и смысла жизни, а его возникновение вызвано изначальным ощущением пустоты и бессмысленности. Общество несет ответственность за процесс выработки смыслов для молодого поколения, считая его главной задачей образовательной и воспитательной деятельности, которая должна исключать неискренность, откровенную ложь и все то, что с возрастом может быть подвержено переосмыслению и отторжению.

Буллит - социально-психологический феномен, распространенный в подростковой среде, аналогичный моббингу, который выступает характеристикой негативных отношений во взрослом сообществе, проявляется в трудовых коллективах в виде травли или насилия руководства (боссинг) или сослуживцев (стаффинг). Буллииг заключается в травле сверстниками других детей и подростков в детских и образовательных учреждениях. Это длительный процесс оказания физического или психологического насилия индивида (или группы) в отношении другого индивида (или группы), который не обладает достаточными силами, чтобы противостоять причиняемому вреду. Буллинг может проявляться в формах как прямого физического насилия, так и формах психологического и эмоционального (оскорбления, унижение, игиорирование, групповой бойкот, все формы реляционной агрессии). При этом психологический буллинг по своим последствиям может быть более травмирующим, чем физический, так как заметно снижает чувство собственного достоинства и самооценку индивида, развивает у него ощущение незащищенности и беспомощности. Заметим, что физический буллинг практически всегда сопровождается психологическим.

В большинстве стран буллинг является чрезвычайно острой проблемой системы образования. Примерное число участников буллиига в разных странах - от 5 до 30 % (в отдельных местах до 40 %).

Ученые выделяют несколько причин появления и проявления буллиига:

  • психологическая установка личности на выбор позиции агрессора или жертвы («скетч-теория») ;
  • социально-экономические факторы, связанные с акцентированием роли социального неравенства, бедности, многодетности, экономических проблем семей, в которых вырастают «агрессоры», недостатки муниципальных массовых школ с большой численностью учащихся и т.п.;
  • взаимодействие трех факторов - личностных особенностей человека, характеристик среды и самого поведения (согласно теории ре- ципрокного детерминизма ). В качестве причин возникновения и закрепления буллиига в подростковом сообществе необходимо рассматривать средовые характеристики - социально-экономическое положение семьи, ситуацию в школе, личностные особенности и характеристики поведения «жертв» и «агрессоров», а также такой фактор, как «позиция школы», свидетельствующая, что выраженность и продолжительность буллинга главным образом определяются именно позицией школьной администрации ;
  • воздействие всех возможных переменных, участвующих в бул- линге (с использованием комплексного (мультифакторного) похода), в первую очередь личностных характеристик, а также двух групп средо- вых факторов - социально-психологической и экономической ситуации в семье, особенностей группового взаимодействия, феномена отверженности в группе, выделения «крайнего» (или «козла отпущения»).

Одной из наиболее важных причин неспособности подростков противостоять буллиигу является слабое владение социальными навыками, прежде всего коммуникативными. Отрицательную роль играют также отсутствие навыков разрешения конфликтных ситуаций, типичное поведение «жертвы» в ответ на вербальную или физическую агрессию, неумение постоять за себя, восприятие насилия как чего-то допустимого, «смешного» и т.п. Нередко жертвы непрерывного буллинга, не имея возможности ответить и защититься, канализируют свой гнев и обиду, терроризируя еще более слабых и беззащитных членов группы, превращаясь в «полужертв-полуобидчиков». Жертвой буллинга может стать любой человек .

Среди способов предупреждения и противодействия насилию в образовательном пространстве исследователи наиболее эффективны формирование жизнестойкости личностного ресурса и развитие различных форм социальной поддержки. В частности, социальная поддержка обеспечивает развитие способности к эффективному противодействию стрессам (в том числе социальным) за счет развития ряда специфических социально-психологических эффектов, важнейшими из которых для жертв буллинга являются :

  • «буферный эффект», создающий своего рода преграду между негативным воздействием ситуации (в нашем случае ситуации буллинга) и возможной жертвой этой ситуации. Социальная поддержка при буллинге может не только смягчить напряженность, но и нейтрализовать негативное влияние школьной травли на жертву;
  • ненаправленный эффект, возникающий при высоком уровне социальной поддержки, умении использовать ее и способствующий повышению уверенности в себе, повышению самооценки, самоприня- тия, чувства собственного достоинства.

Развитие умения находить и использовать различные формы социальной поддержки может стать важным фактором профилактики буллинга.

Введение

Глава I. Психические состояния и возрастные особенности субъекта

1.1. Психологические особенности подросткового возраста 10

1.1.1. Психологические особенности различных стадий подросткового возраста 24

1.2. Психические состояния в различные возрастные периоды 30

1.2.1. Особенности психических состояний в подростковом возрасте 47

Глава II. Феноменологические особенности психических состояний детей подросткового возраста

2.1. Организация и методы исследования психических состояний, процессов и свойств личности в подростковом возрасте 59

2.2. Феноменологическая характеристика психических состояний детей подросткового возраста 72

2.2.1. Характеристика типичных психических состояний на различных стадиях подросткового возраста 81

2.2.2. Рельефы типичных психических состояний на различных стадиях подросткового возраста 97

Глава III. Особенности взаимосвязи психических состояний, процессов и свойств личности в подростковом возрасте

3.1. Взаимосвязь психических состояний и психических процессов в подростковом возрасте 121

3.2. Особенности взаимосвязи психических состояний и свойств личности в подростковом возрасте 156

Заключение и выводы 180

Литература 183

Приложения 207

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение психических состояний в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря интегрирующей функции состояний обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической практики значимость исследований психических состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности человека.

Анализ исследований по проблеме психических состояний позволяет заключить, что помимо небольшого количества работ, выполненных в русле общей психологии (В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров и др.) изучение состояний проводились в рамках специальных психологических дисциплин: инженерной психологии (Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, А.И. Фукин и др.), психологии спорта (В.Л. Марищук, В.К. Сафонов, О.А. Черникова и др.), педагогической психологии (В.П. Балакирев, Т.Н. Васильева, Л.М. Страхова и др.), медицинской психологии (Б.Д. Карвасарский, Т.А. Немчин и др.) и др.

В то же время, многими исследователями отмечается, что психические состояния человека непременно следует рассматривать с учетом возрастного периода, так как каждый из периодов развития накладывает свой отпечаток на осознанность, интенсивность, число и качество переживаемых состояний, способность их регуляции (СВ. Велиева, Г.Н. Генинг, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова и др.). Это обусловлено тем, что актуализация и повторение типичных психических состояний, в свою очередь, приводят к изменениям психического развития подростка, влияя на когнитивную сферу личности и формирование психологических свойств (А.О. Прохоров, Е.Б. Цагарелли и др.). Влияние состояний опосредуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психологическими особенностями личности. В этом контексте теоретическую и практическую значимость представляет изучение

взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности в различные возрастные периоды, несущих на себе влияние вышеназванных детерминант.

Особую актуальность приобретает исследование психических состояний в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста (повышенная конфликтность, тревожность, зависимость от сверстников, озабоченность вопросами пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости, рефлексия и др.) и подростковый кризис, который некоторые ученые (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова и др.) считают самым трудным, способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности. В современных условиях к типичным проблемам подросткового возраста присоединяется проблема постоянного усложнения учебной деятельности, которое выражается в увеличении количества изучаемых предметов, общего объема информации и необходимости достаточно раннего профессионального самоопределения. Трудность состоит также в том, что, начиная подготовку к профессиональной деятельности, подростки еще не готовы по-взрослому относиться к себе и, в частности, эффективно регулировать свои психические состояния, что не может не отразиться на продуктивности деятельности и на отношениях с окружающими.

Психические состояния подростков, являющиеся важнейшим фактором деятельности и развития, становления психических функций и личности, мало изучены в возрастной психологии, что в теоретическом отношении проявляется в недостаточной полноте психологической характеристики этой возрастной группы, снижая эффективность обучения, воспитания, взаимодействия с детьми и развития в целом. Отмеченное противоречие определило проблему данного исследования: выявление особенностей психических состояний детей подросткового возраста.

Объект исследования - психологические особенности подростков разных возрастных групп.

Предмет исследования - психические состояния и особенности их взаимоотношений с психическими процессами и свойствами личности у подростков.

Цель исследования состояла в сравнительном изучении особенностей типичных психических состояний и их взаимоотношений с психическими процессами и свойствами личности на разных этапах подросткового онтогенеза.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что психические состояния детей на различных этапах подросткового возраста характеризуются специфической феноменологией, проявления которой связаны с психическими процессами и свойствами развивающейся личности.

Достижение цели и проверка гипотезы потребовали решения следующих задач:

    Выявить и описать особенности психических состояний, типичных для подростков различных возрастных групп (предподростковой - 10-11 лет; младшей подростковой - 12-13 лет; средней подростковой- 14-15 лет; старшей подростковой - 16-17 лет).

    Исследовать взаимоотношения психических процессов и психических состояний, возникающие на различных ступенях подросткового возраста.

    Исследовать взаимоотношения психических состояний и свойств личности на различных этапах подросткового возраста.

Методологические основы и методы исследования. Исследования проводились на основе субъектно-деятельностного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А Абульхановой-Славской и др., которые рассматривают психику и развитие не как отдельное самостоятельное явление, но неотъемлемую часть деятельности, а также принципах гетерохронности и неравномерности развития, выдвинутых Л.С. Выготским, и структуре возраста, предложенной Д.Б. Элькониным и др. В работе реализовались теоретические принципы и концептуальные

представления о неравновесных психических состояниях личности и их интегрирующей функции А.О. Прохорова.

Методом организации исследования являлся метод возрастных срезов. Для изучения психических состояний применялась методика А.О. Прохорова «Рельеф психического состояния». Для диагностики психических процессов были использованы методики на заучивание слов и геометрических фигур, корректурная проба, таблицы Горбова, таблицы Горбова-Шульте, столбцы цифр, ШТУР, методика Равена, «Предложения» и методика Вартега «Круги».

Особенности личности испытуемых исследовались с помощью методики Р. Кеттелла (юношеский вариант - 14PF) и опросника на оценку сфер общения, воли, эмоций, интеллекта, самооценки - методики Н.М. Пейсахова, а также разработанного нами опросника определения выраженности чувства взрослости.

При статистической обработке использовались параметрические критерии связи (корреляционный анализ Пирсона) и различий (t-критерий Стьюдента).

Выборку составили подростки в возрасте 10-17 лет, учащиеся средних и старших классов (5-11 классы) средней общеобразовательной школы. Всего в исследовании приняло участие 1062 испытуемых: 502 юноши и 560 девушек. Исследование проводилось в период учебной деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые:

    Выявлены психические состояния, определены их рельеф и структура, типичные для детей подросткового возраста. Характерной особенностью подросткового возраста явилось наличие «сквозных» состояний и состояний, типичных только для отдельных подпериодов этого возраста.

    Показана взаимосвязь психических состояний с особенностями психических процессов в различные подпериоды подросткового возраста. Она выражается в наибольшем влиянии состояний на мнемические процессы и

дифференцированном влиянии на мышление, воображение, внимание на разных этапах развития подростка.

    Обнаружены особенности взаимосвязи свойств личности и психических состояний, типичных для детей подросткового возраста. Для этих взаимоотношений характерна наибольшая теснота взаимосвязей психических состояний с эмоциональными и интеллектуальными свойствами личности. Показана специфика влияния чувства взрослости, волевых свойств и самооценки на психические состояния в разные периоды подросткового возраста.

    Показано, что существует различие в возрасте, когда начинается увеличение числа корреляций психических состояний с процессами и особенностями личности, что свидетельствует о гетерохронности и неравномерности развития личности подростка

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют научные представления о психических состояниях и их возрастных особенностях, а также расширяют теоретическую и эмпирическую базу психологии развития за счет описания закономерностей взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности в подростковом возрасте. Установлены как «сквозные», типичные состояния, характерные для всего подросткового возраста, так и специфические состояния, характерные для отдельных его подпериодов. Важными в теоретическом плане являются результаты, свидетельствующие о наличии определенной возрастной цикличности изменений психических состояний, структурных преобразований этих состояний и специфике их взаимосвязей с психическими процессами и свойствами личности, отражающими гетерохронность и неравномерность процесса развития личности подростков.

Практическая значимость работы заключается в том, что в системе образования полученные результаты могут служить основой для разработки новых педагогических технологий обучения, воспитания и развития

подростков, а также для улучшения общепсихологической подготовки студентов в ВУЗах. Результаты исследования позволяют ликвидировать пробел в общей, педагогической и возрастной психологии, касающийся психических состояний детей подросткового возраста и могут быть рекомендованы для включения этих данных в курсы по педагогике и психологии для студентов педагогических вузов и университетов, слушателей курсов повышения квалификации учителей и пр. Методика диагностики «чувства взрослости» может использоваться в психологии развития и педагогической психологии. На защиту выносятся следующие положения:

    Каждый возрастной этап подросткового возраста характеризуется спецификой проявления форм и структур психических состояний: наблюдается доминирование отдельных сторон структуры.

    Взаимоотношения психических состояний и процессов характеризуются изменением интенсивности взаимодействия на разных этапах развития личности подростков. Характерными особенностями являются изменение частоты коррелирования психических состояний и процессов, устойчивость связей с мнемическими процессами при дифференцированном отношении с другими процессами в ходе подросткового онтогенеза. Обнаружено, что на мышление в наибольшей степени влияют состояния активации и сонливости, на внимание и воображение - состояния активации и страха.

    Характерной особенностью взаимоотношений психических состояний и свойств личности является устойчивость связей с эмоциональными и интеллектуальными свойствами, при дифференцировании связей с чувством взрослости, волевыми свойствами, общительностью, самооценкой в различные подпериоды развития личности подростка.

4. Одним из подтверждений гетерохронности и неравномерности развития
личности подростка является различие в возрасте, когда начинается
увеличение числа корреляций психических состояний с процессами и
особенностями личности.

Достоверность результатов обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; применением методов математической статистики, адекватных задачам, цели и логике исследования; опытно-эмпирической проверкой гипотезы; количественным и качественным анализом эмпирического материала.

Апробация и внедрение результатов. Теоретические и эмпирические положения и результаты исследования обсуждались на Региональной научно-практической конференции (г. Набережные Челны, 2001), III съезде Российского Психологического общества (г. Санкт-Петербург, 2003), I Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в российской системе образования» (г. Пенза, 2003), Общероссийской научно-методической конференции «Модернизация образования. Региональный аспект» (г. Вологда, 2003), XI Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания» (г. Казань, 2003), Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования на современном этапе» (г. Бугульма, 2003).

Внедрение. Результаты диссертационного исследования использованы в учебном процессе при подготовке специалистов на факультете психологии Института экономики, управления и права (г. Казань). Данные исследования явились основанием для проведения индивидуальных консультаций учащихся и педагогов в школах Республики Татарстан.

По теме диссертации имеется 12 публикаций общим объемом 2,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего в себя 237 наименований, и четырех приложений. Работа содержит 11 таблиц и 18 рисунков. Общий объем - 206 страниц машинописного текста, исключая приложения.

Психологические особенности подросткового возраста

Изучение психологии подросткового возраста является одним из ведущих направлений в исследовании психологии развития (Л.С. Выготский, И.С. Кон. А.Е. Личко. Д.Б. Эльконин. Э. Эриксон. и др.). Различные аспекты подросткового возраста достаточно подробно раскрыты в психологической литературе. Подростковый возраст является той областью, исследования в которой наиболее многочисленны. Несмотря на это, не существует даже единой периодизации подросткового возраста, настолько различны подходы к данному периоду в различных культурах, различных теориях и при рассмотрении различных аспектов подросткового возраста.

Границы подросткового возраста в современной зарубежной и отечественной медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному. Так, у Э. Эриксона подростковый возраст (отрочество) не отделяется от юношеского и занимает возраст 12-18 лет. Недостатком данной периодизации можно назвать смешение двух возрастных периодов в один, так как подростковый возраст и юность имеют значительные отличия в физическом созревании, ведущей деятельности, интересах и т.д. В юриспруденции несовершеннолетними считаются лица 14-17 лет . Основным недостатком данных периодизаций является условность начала и конца периода и отсутствие учета половых различий при характеристике периода. В современных учебниках по психологии развития и возрастной психологии границы подросткового возраста также различаются. Например, у B.C. Мухиной это возраст от 11-12 до 15-16 лет; у Е.Е. Сапоговой - от 9-11 до 14-15 лет, а в учебнике под редакцией Т.Д. Марцинковской приводятся различные периодизации без указания периодизации, принятой за основу.

Следует подчеркнуть, что вышеперечисленные авторы считают подростковый возраст единым периодом, но существуют и периодизации, выделяющие в нем ряд подпериодов. Так, Sherrod, Haggeity, и Featherman отмечают, что под определение подростка в английском языке (teenager - англ. - подросток) попадают лица в возрасте 13-19 лет. Однако такие возрастные рамки являются слишком общими для описания комплексного процесса развития в данном возрасте, поэтому предлагается подразделять подростковый период на два: ранний подростковый возраст (11-14 лет) и средний или старший подростковый возраст (15-19 лет). В отечественной возрастной физиологии приняты различные границы подросткового возраста для мальчиков и девочек, так как развитие идет разными темпами и качественно различается у детей разного пола, и выделяются следующие подстадии : 1) гипофизарная (от 8-10 до 9-12 лет у девочек и от 10-13 до 12-14 лет у мальчиков); 2) активизация половых желез (от 9-12 до 10-13 лет у девочек и от 12-14 до 12-16 лет у мальчиков); 3) максимальный стероидогенез (от 10-13 до 11-14 лет у девушек и от 12-16 до 15-17 лет у юношей); 4) окончательное формирование репродуктивной системы (от 11-14 до 15-16 лет у девушек и от 15-17 до 17-18 лет у юношей). Данная периодизация справедлива для анализа темпов полового созревания, но в ней не учитываются психологические особенности подросткового возраста, что можно считать основным недостатком. Л.С. Выготский выделяет в подростковом возрасте две фазы: негативную (фазу влечений) и позитивную (фазу интересов). Первая фаза связывается со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Симптомы первой фазы подросткового возраста отличаются крайней вариативностью, ситуационной зависимостью, неоднородностью и сложностью поведения. Вторая фаза характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Л.И. Божович также считает, что подростковый возраст состоит из двух фаз: 12-15 лети 15-17 лет.

Одной из распространенных периодизаций подросткового возраста является периодизация Д.Б. Эльконина , который, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности, подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Однако, следует отметить, что в современной школе даже в старших классах не всегда придается такое большое значение общественно-полезному труду, какое придавалось ему раньше. Следовательно, возникает вопрос, можно ли считать деятельность в старших классах учебно-профессиональной, или профессиональные интересы, исследовательские умения и способность строить жизненные планы формируются позднее, в период профессионального обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении.

Такая неоднозначность периодизаций подросткового возраста связана с тем, что одними из его важнейших характеристик являются гетерохронность и неравномерность развития. Так, уже Л.С. Выготский различает три линии созревания: органическое, половое и социальное, которые начинают расходиться в подростковом возрасте. Б. Ливехуд предлагает различать биологический ритм, психическое и духовное развитие, которые идут разными темпами на протяжении всей жизни. А.В. Мудрик предлагает различать четыре типа возраста: хронологический возраст -прожитое данным индивидом число лет, физиологический возраст - степень физического развития человека, психологический возраст - степень душевного развития, педагогический возраст - степень овладения культурой данного общества.

Особенности психических состояний в подростковом возрасте

Как уже отмечалось выше, подростковый возраст является одним из важнейших этапов становления личности, когда дети проявляют как детские, так и взрослые черты. Особенности, свойственные только подростковому возрасту, можно заметить и при исследовании психических состояний детей данного возрастного периода.

Е.П. Ильин отмечает, что психические состояния, переживаемые подростками, в значительной степени связаны с общением, которое определяет как их содержание, так и характер. При этом у подростков сохраняется отрицательное отношение к себе, из-за чего данный возраст характеризуется предрасположенностью к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.

Е.П. Ильин выделяет следующие черты, характерные для эмоциональной сферы подростков:

1. Очень большая эмоциональная возбудимость, из-за чего подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2. Большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками;

3. Повышенная готовность к переживанию страха, проявляющаяся в тревожности;

4. Противоречивость чувств: например, могут с жаром защищать своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения.

5. Возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки;

6. Сильно развитое чувство принадлежности к группе, из-за чего подростки острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых; часто проявляется страх быть отверженным группой;

7. Предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит общность интересов, нравственных чувств;

8. Проявление гражданского чувства патриотизма.

В исследовании психических состояний подросткового возраста Ю.Е. Сосновикова выделяет следующих группы отрицательных состояний:

1) Внутренний дискомфорт, раздражительность, бесцельность, когда трудно собраться с мыслями, управлять своими действиями. Воля снижена, эмоции расторможены, мысли не собраны. Подростки подчинены ситуации и могут совершать под ее влиянием неблагоприятные поступки, не имея к этому специального намерения.

2) Выраженное недовольство, вражда, негативное отношение к окружающим, которое не направлено на определенный предмет, действие или человека, но распространяется практически на всех, кто оказывается рядом.

3) Состояния, близкие к агрессивности, драчливости, гневливости, грубости, которые вызывают конфликты со сверстниками и взрослыми.

4) Аффективные вспышки - драка, грубость, оскорбления, нарушения дисциплины.

Ю.Е. Сосновикава установила, что отрицательные состояния чаще возникают на фоне утомления, то есть в конце рабочего дня, недели. Тем не менее, несмотря на широту диапазона проявления отрицательных состояний, отмечаются значительные индивидуальные различия, связанные установками и успешностью подростков.

Положительными состояниями, чаще всего переживаемыми подростками, являются (там же): 1) Состояния повышенного хорошего радостного настроения, приподнятости, расположения, эмоциональной активности, общительности. 2) Состояние бурной радости, восторга при достижении желаемого, при успехе в учебе или спорте, просмотре фильмов или прослушивания музыки и т.п. 3) Стремление к активной физической деятельности. 4) Состояния интеллектуальной работоспособности, которые чаще всего сочетаются с волевыми усилиями.

Положительные эмоциональные и интеллектуальные состояния подростков в большинстве своем не носят сознательного характера и вызываются внешними причинами, в то время как волевые состояния сознательны и вызываются внутренними причинами.

И.Х. Мирзиев выявил, что старшеклассники и студенты чаще всего испытывают 29 эмоциональных психических состояний (воодушевление, страх, любовь, душевная боль, испуг и т.д.), 6 волевых психических состояний (лень, беспомощность, неуверенность и т.д.), 5 интеллектуальных психических состояний (недоумение, сомнение и т.д.), 5 психофизиологических состояний (стресс, подавленность, усталость и т.д.). Говоря об эмоциональных состояниях, 27% опрошенных признались, что испытывают волнение чаще других состояний, 14% - воодушевление и радость, 10% - возмущение, далее следует страх и т.д. Из волевых состояний 30% чаще всего испытывают лень, 15% - ожидание, 12% - неуверенность, 10% нерешительность. Из интеллектуальных состояний 23% опрошенных выделили раздумье, 18% -сомнение, 6% - раздвоенность и т.д. Из психофизиологических состояний 18% опрошенных испытывают усталость, 9% - спокойствие, 5% депрессии, стресс, подавленность.

Организация и методы исследования психических состояний, процессов и свойств личности в подростковом возрасте

Выборка испытуемых. Так как целью данного исследования являлось изучение особенностей психических состояний в подростковом возрасте, выборку составили подростки в возрасте 10-17 лет, то есть учащиеся средних и старших классов (5-11 классы) средней общеобразовательной школы. В соответствие с периодизацией А.Е. Личко, подростки были разделены на возрастные подгруппы: предподростковую - 10-11 лет - 155 человек (80 - мужского пола, 75 -женского), младшую подростковую - 12-13 лет - 184 человека (80 - мужского пола, 104 - женского), среднюю подростковую - 14-15 лет - 209 человек (104 - мужского пола, 105-женского), старшую подростковую - 16-17 лет - 215 человек (93 - мужского пола, 122-женского).

Таким образом, на первом этапе работы в исследовании приняли участие 763 подростка в возрасте от 10 до 17 лет: 357 человек мужского пола и 406 -женского. Кроме того, в исследовании для составления опросника на определение выраженности чувства взрослости участвовало 127 подростков.

На втором этапе в исследовании участвовало 172 подростка в возрасте от 10 до 17 лет (94 человека мужского пола и 78 человек - женского), также разбитых на возрастные подгруппы: предподростковую - 10-11 лет - 42 человека (23 - мужского пола, 19 - женского), младшую подростковую - 12-13 лет - 47 человек (28 - мужского пола, 19 - женского), среднюю подростковую - 14-15 лет - 47 человек (25 - мужского пола, 22 - женского), старшую подростковую - 16-17 лет - 36 человек (18 - мужского пола, 18 - женского).

В общей сложности в различных исследованиях приняло участие 1062 испытуемых.

Этапы экспериментального исследования. На первом этапе были выявлены типичные психические состояния подростков, возникающие во время учебной деятельности. Кроме того, выявлялись основные причины возникновения данных состояний и методы регуляции психических состояний, наиболее часто используемые подростками. На данном этапе были использованы: метод анкетирования и беседы. Исследование проводилось индивидуально, с небольшими группами подростков и в классных коллективах.

Теоретический анализ показал, что в подростковом возрасте возникает специфическое чувство взрослости. Однако методики исследования данного чувства отсутствуют. С помощью анкетирования было установлено, что подростки понимают под понятием «взрослость, зрелость». В данном опросе участвовало 127 человек старшего подросткового возраста (51 человек -мужского пола, 76 - женского). Качества, названные подростками как отличительные черты взрослого человека, приведены в таблице 1.

По результатам анкетирования был составлен опросник на определение уровня выраженности чувства взрослости у подростков.

На втором этапе проводилось эмпирическое исследование типичных психических состояний подростков и их взаимосвязи с психическими процессами в учебной деятельности; а также исследование взаимосвязи психических состояний и свойств личности подростков.

Исследовались состояния, типичные для всех подпериодов подросткового возраста (страх, радость, активация, сонливость), и состояния, типичные для данного подпериода (интерес и оживление - в предподростковом, усталость - в старшем подростковом возрасте)

Были выявлены особенности изменения выраженности параметров типичных психических состояний подростков (психические процессы, физиологические реакции, переживание и поведение) в различных возрастных подгруппах подросткового возраста.

При переживании подростками типичных психических состояний исследовались такие психические процессы, как память (кратковременная и долговременная вербальная и образная память), внимание (продуктивность, устойчивость, переключение, концентрация, объем внимания), мышление и воображение.

Кроме того, были выявлены особенности личности испытуемых, а также особенности личности, характерные для подросткового возраста, с помощью авторского опросника на определение выраженности чувства взрослости.

Для обработки результатов были применены статистические методы корреляционного анализа Пирсона, достоверность различий оценивалась с помощью Т-критерия Стьюдента . Для иллюстрации результатов использованы рисунки, таблицы, гистограммы и лепестковые диаграммы.

Взаимосвязь психических состояний и психических процессов в подростковом возрасте

В данном параграфе анализируются различия между состояниями, а также между переживанием одного состояния в различные возрастные подпериоды (табл. 10). Средние показатели психических процессов в различные подпериоды подросткового возраста представлены в Приложении 3.

Примечание: оживление/оживленность и заинтересованность являются специфическими состояниями предподросткового возраста, а усталость -старшего подросткового, поэтому в других возрастных подпериодах они не рассматриваются.

Из таблицы видно, что на уровне значимости р 0,01 в предподростковом возрасте больше всего корреляционных связей психические процессы имеют с состоянием активации и меньше всего - с состоянием страха. В младшем подростковом возрасте больше всего корреляционных связей психические процессы имеют с состоянием сонливости. Такая же картина, как и в младшем подростковом, наблюдается в среднем подростковом возрасте, хотя в данном возрастном подпериоде число корреляций страха с процессами приближается к числу корреляций сонливости. Уменьшение когерентности между психическими процессами и состояниями от подпериода к подпериоду подросткового возраста (вплоть до старшего подросткового) согласуется с данными Г.Н. Генинг , выявившей сходную тенденцию у младших школьников.

В старшем подростковом возрасте число корреляционных связей психических процессов с состояниями значительно выше, чем в предыдущих возрастных подпериодах. Число корреляций страха, активации и сонливости с процессами в старшем подростковом возрасте примерно в два раза превышает число корреляций в младшем и среднем подростковом возрастах, а радости - в 3 раза. Число корреляций психических процессов и состояний в старшем подростковом возрасте сравнимо с числом корреляций в предподростковом, однако, и в данном случае наблюдается некоторое его увеличение. Больше всего корреляционных связей с психическими процессами имеет состояние сонливости, а. меньше всего - страха.

Можно предположить, что уменьшение взаимосвязей большинства состояний (радости, активации и сонливости) с психическими процессами от предподросткового к среднему подростковому возрасту свидетельствует об увеличении устойчивости процессов. Данной тенденции не соответствует лишь состояние страха, число корреляций с процессами которого растет в течение всего подросткового возраста. Возможно, это связано с тем, что в школе и дома традиционно преобладает апелляция к наказанию за неуспешность или плохое поведение. В результате ориентировка на избегание наказания и, следовательно, страх, как привычное состояние, закрепляются и мотивируют деятельность в наибольшей степени. Резкое же увеличение числа корреляций всех состояний с процессами в старшем подростковом возрасте связано с подходом подростков к предкритической фазе кризиса 17 лет (так же, как и в предподростковом возрасте - перед подростковым кризисом).

При анализе результатов исследования и их корреляционных связей были выявлены не только количественные, но и качественные отличия во влиянии психических состояний на психические процессы в различные возрастные подпериоды. Корреляции между показателями психических процессов и психических состояний в различные подпериоды подросткового возраста обозначены на рисунках..

Рассмотрим особенности взаимоотношений психических состояний и различных видов памяти (кратковременной и долговременной вербальной, кратковременной и долговременной образной) (рис. 11).

Связи состояний с различными видами памяти в предподростковом возрасте (10-11 лет) можно отразить в виде рисунка (рис. 11).

Наблюдается корреляционная связь на уровне значимости р 0,01 между показателем кратковременной вербальной памяти и состояниями радости, активации (связь положительная) и оживления/оживленности (связь отрицательная). В наибольшей степени данный вид памяти связан со способностью к самоконтролю в состояниях радости и активации: чем лучше эта способность, тем более продуктивна кратковременная вербальная память в вышеназванных состояниях. Это говорит о том, что самоконтроль и саморегуляция состояний у детей 10-11 лет еще несовершенны, ситуативны, зависимы от уровня волевого развития, и продолжается их интенсивное становление. В состоянии оживления/оживленности данный вид памяти связан, в первую очередь, с особенностями речи. Однако, эта связь отрицательна: с повышением активности, темпа, громкости речи в состоянии оживления/оживленности ухудшается кратковременная вербальная память, так как внимание рассеивается между говорением и запоминанием.

Подросток и сложности в общении - почти синонимичные понятия . Трудный, переходный, кризисный возраст - это все о подростковом периоде, когда ребенок в возрасте 12-16 лет попадает в абсолютно неопределенное состояние, ведь детство уже как бы закончилось, а вот настоящая взрослая жизнь еще не началась.

Еще совсем недавно ласковый, понимающий и послушный ребенок превращается в резкого и агрессивного подростка, который игнорирует просьбы родителей и демонстративно делает все так, как он считает нужным. Что же происходит с ребенком и как помочь ему пройти этот важный жизненный этап?

Физиологические изменения

Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти . Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см., что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.

Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы : изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.

Максимально активны половые гормоны , благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у девочек увеличивается грудь, появляются менструации, у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле, возникают поллюции. Гормоны провоцируют первые - абсолютно новые ощущения для ребенка, а также трудности с самоконтролем и адекватностью восприятия своих действий.

В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем . Частые головные боли, повышенная утомляемость, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности и отсутствие концентрации - это лишь только общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обратить внимание родителям.

: «По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить, не удивляйтесь, с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках. Согласитесь, такие физиологические изменения не могут произойти бесследно и для психики ребенка, ведь все взаимосвязано. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате - недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом. К чему это приводит? Снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами, например - успешно решать задачу и параллельно болтать с соседом по парте становится гораздо проблематичнее. Ребенок чувствует себя усталым, не хочет ходить в школу, учиться, прилагать какие-то усилия для получения новых знаний. В такой период родителям необходимо понять состояние ребенка, поддержать его здоровье и попытаться максимально облегчить возникшие симптомы».

Психологические изменения

Конечно, все изложенные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей , с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.

Из-за внешних изменений тела , к которым ребенку еще , у него может возникнуть двойственное отношение к себе : смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.

Также в этот период у подростка наблюдается . Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны , ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво:

  • с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все , с другой - очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;
  • с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей , с другой - бравирует собственными недостатками .

Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе : из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости , поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично. В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя для него уже ничего не значит.

Наша мама- Manana рассказывает : «Дочери 15-ть, и теперь уроки для нее - ничто. Раньше она хорошо училась, а теперь на все мои нравоучения по поводу школы говорит: «Мама, зачем мне это надо? У нас в классе никто не получает хорошие оценки, это не модно! С заучками никто не общается!» И что тут ответить? Как мотивировать? Начинаю рассказывать про поступление в ВУЗ, ЗНО всякие и т.д…Фыркает, типа глупости какие… Недавно я нашла в интернете статью, о том, что началось новое веяние, где ботаны - это сексуально, что умные люди опять входят в тренд. Распечатала ей, принесла почитать. Больше не знаю, как мотивировать… Когда уже этот тренд до нас дойдет?»

Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.

Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамовитость. Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка. Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться , и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Если подросток придет за советом к родителям, очень важно отнестись к такому разговору серьезно, не отмахиваться, занимаясь важными взрослыми делами. Конечно, гораздо проще сказать «да я в твоем возрасте» «мал ты еще, чтобы думать про такое», но подобный подход никоим образом не решит возникшую у ребенка проблему. И если помочь ему не захотят родители, он пойдет за пониманием и принятием к своим друзьям, а проконтролировать, как и что у них там будет происходить, вы уже будете не в силах. Да, ребенок может съехать в учебе, но родителям стоит принять тот факт, что в подростковом возрасте в школу ходят чаще всего не для получения знаний, а ради общения со сверстниками. И если ребенок обратился к вам с проблемами типа «если друг оказался вдруг» или «а он меня не любит», не стоит пребывать в шоке и отсылать его учить алгебру или делать домашнее задание по английскому. Сядьте, поговорите с ребенком по душам, дайте какой-то дельный совет, расскажите подобный случай из своей жизни, ведь у каждого из нас было что-то похожее. Не относитесь к подростку, как к несмышленому ребенку. Представьте, что посоветоваться к вам пришел ваш друг. Вы ведь выслушаете его? В подростковом возрасте родителю очень важно оставаться человеком, с которым ребенку можно поговорить, который поймет, поможет и не осудит, особенно если у ребенка возникнут серьезные проблемы, такие как незапланированная беременность или проблемы с законом».