Дислексия: механизмы развития и принципы лечения. Коррекция дислексии у ребенка Дислексия у детей и пути ее коррекции

У детей, у которых диагностировали дислексию в середине начальных классов или ранее, родители могут замечать эмоциональные или поведенческие проблемы, сопровождаемые неуспеваемостью. Если вам знакомы эти проблемы, то, возможно, вы являетесь родителем ребенка с дислексией. Хотя она является неизлечимым состоянием, которое остается на протяжении всей жизни, существуют способы помочь детям с дислексией научиться преодолевать сложности, связанные с дислексией и жить весьма успешно.

Шаги

Часть 1

Что такое дислексия и почему важно ее диагностировать

    Наблюдайте за ребенком, затрудняющимся выполнять задания по чтению. Например, одни родители поняли, что их сын испытывает проблемы с чтением, когда он не смог справиться с небольшим домашним заданием из детского сада: прочесть рифмованные слова своим родителям. Следуя указаниям, данным учителем, вот как проходило упражнение:

    • Родитель: «Все слова в этом списке рифмуются с "вот". Скажи "вот"». Ребенок: «Вот». Родитель: «Первое слово из этого списка - "рот"; "рот" рифмуется с "вот". Скажи "вот, рот"». Ребенок: «Вот, рот». Родитель (перемещая палец, чтобы коснуться каждого слова): «Какое слово следующее? Вот, рот…» (касается нарисованного кота). Ребенок: «Кошка». Родитель: «Нет, оно должно рифмоваться: вот, рот, к...». Ребенок: «Котик». Родитель (раздражаясь): «Ты должен сосредоточиться! Вот, рот, КОТ. Скажи: "к-о-т"». Ребенок: «К-о-т». Родитель: «Теперь какое слово будет следующим? Вот, рот, кот, кр...» Ребенок: «Кровать». Разумеется, он никогда не доберется до следующих слов - крот, плот, флот или живот.
  1. Изучите, как работают мозги ребенка-дислексика. Классически дислексию ассоциируют с человеком, который «видит» буквы и цифры в обратном направлении, однако то, что происходит на самом деле, гораздо серьезнее и связано с тем, как работает мозг. Ребенок с дислексией испытывает трудности с «фонологической перекодировкой», то есть с процессом разделения и сложения слов путем разбивания их на отдельные звуки и привязки этих звуков с буквами, которые их обозначают. Из-за того, как их мозг переводит буквы в звуки и обратно, дети с дислексией, как правило, читают медленнее (менее бегло) и делают больше ошибок.

    • Например, мальчик читает книгу и видит слово «дом», но не распознает его с первого взгляда. Он пытается его выговорить, что, по сути, является разделением и переводом букв в звуки (дом=д-o-м). В то же время, девочка пишет рассказ и хочет написать слово «дом». Она медленно произносит слово, затем пытается перевести звуки в буквы (д-o-м=дом).
    • Если эти дети не страдают нарушением чтения, высока вероятность того, что у обоих все получится успешно. Но, если у одного из них дислексия, процесс перевода - из звуков в буквы или из букв в звуки - не пройдет гладко, и «дом» может превратиться в «мод».
  2. Поймите, что дислексия не является проблемой интеллекта или стараний. К сожалению, многие считают, что дети с дислексией читают с трудом, потому что они недостаточно умны или не прилагают достаточно усилий , но ученые сравнили структуры мозга и сообщили, что проблемы возникают в равной степени у детей и с низким, и с высоким уровнем интеллекта.

    • Дислексия не является признаком низкого интеллекта и не является следствием того, что ребенок не прилагает усилий. Просто разница в том, как у некоторых детей работают мозги.
    • Родителям и учителям нужно проявлять исключительное терпение к детям с дислексией. Нетерпение, раздражение или сильно завышенные по сравнению с реальными возможностями ученика требования могут привести к тому, что он и вовсе прекратит выполнять школьные задания. Ему и так трудно обрабатывать эту информацию, а отсутствие поддержки и поощрения только усугубит проблему.
  3. Познакомьтесь с тем, как психологи диагностируют дислексию. Для диагностирования психологических нарушений психологи применяют руководство по диагностике и статистике психических расстройств. В этом руководстве дислексия описывается как нейро-развивающееся расстройство, при котором у человека наблюдаются трудности с кодированием. Такие люди с трудом понимают связь между написанием слов и их произношением. Дислексики испытывают проблемы с сопоставлением написанных букв их звукам (проблема фонологической грамотности).

    Узнайте, кто более всего подвержен дислексии. Последние исследования показывают, что дислексия является генетическим заболеванием и может передаваться по наследству. Если у кого-либо из членов семьи была дислексия, то ее риск у ребенка повышается. Если у ребенка наблюдаются другие связанные с языком проблемы, например задержка речевого развития, то риск дислексии также увеличивается. Дислексия обычно проявляется в раннем детстве, но также может развиться и после травмы мозга.

    Осознайте, как важно диагностировать дислексию. Если не обнаружить ее в раннем возрасте, то оставленная без внимания дислексия может привести к серьезным последствиям. Многие дислексики становятся несовершеннолетними преступниками (85% малолетних правонарушителей Америки имеют расстройства способности к чтению), бросают школу (треть всех учеников с дислексией), функционально неграмотными во взрослом возрасте (10% американцев) или бросают колледж (всего 2% студентов с дислексией оканчивают колледж).

    • К счастью, если вовремя обнаружить и диагностировать дислексию, у людей наблюдается улучшение.

    Часть 2

    Как выявить признаки дислексии
    1. Наблюдайте, есть ли у ребенка есть трудности с чтением и письмом. Обратите внимание на трудности в чтении, которые могут возникать у вашего ребенка в раннем возрасте, даже если воспитатели или учителя говорят, что беспокоиться не о чем. Вы можете заметить, что ваш ребенок при обучении чтению испытывает больше трудностей по сравнению со сверстниками. Дислексия также влияет на моторную координацию, способность разборчиво писать. Плохой почерк может быть признаком дислексии. Поскольку учебный процесс основан на чтении и письме, у ребенка могут быть проблемы со многими или даже всеми предметами.

      Следите за изменениями в поведении вашего ребенка. Из-за трудностей с чтением ребенок может стать беспокойным и раздражительным. Если в классе ребенок плохо себя ведет, учителя могут считать, что причина неуспеваемости лежит в недисциплинированности, вместо того,чтобы признать, что корнем всех проблем является расстройство способности к обучению. Эта путаница мешает выявлению и лечению причины дислексии, что может еще более усугубить проблему.

      Обратите внимание на самооценку и эмоциональное состояние ребенка. Вы можете заметить, что ребенок ненавидит школу, считает себя тупым или называет глупым. Его одноклассники могут делать тоже самое, что приводит к проблемам в общении. Ваш ребенок может ненавидеть ходить в школу из-за давления и тревоги по поводу отставания в учебе. Беспокойство стоит на первом месте среди переживаемых эмоций у детей-дислексиков.

      Учитывайте нарушения, имеющие сходные симптомы. Дислексию бывает сложно диагностировать, поскольку она имеет общие характеристики с другими расстройствами. Дети с дислексией реагируют медленнее, не могут быстро сосредоточиться и могут иметь сложности с самоорганизацией и управлением своим пространством. Это происходит у детей с такими нарушениями:

      Осознать уникальность вашего ребенка. Дислексия у одного ребенка выглядит совершенно по-другому, чем дислексия у другого. Расстройство проявляется в различных формах и степени влияния. Это нарушение является сугубо индивидуальным, тем самым затрудняя диагностику. Вы можете заметить, что ребенок с трудом понимает, когда окружающие разговаривают с ним. Или у него могут быть проблемы с формированием и выражением своих мыслей и идей.

    Часть 3

    Что делать, если вы считаете, что у ребенка дислексия

      Пройдите онлайн-проверку с помощью опросника. Есть несколько бесплатных опросников онлайн для выявления дислексии. Пусть ребенок пройдет тесты, чтобы вы увидели, действительно ли дислексия лежит в основе его трудностей с чтением.

      Обратитесь к специалисту. Если кажется вероятным, что у ребенка дислексия, покажите результаты психологу, который может направить вас в установлении профессионального диагноза.

      • Можете обратиться к школьному или детсадовскому психологу или в поликлинику по месту жительства.
    1. Обратитесь к психиатру. Эти специалисты могут помочь справиться со злостью, беспокойством, депрессией и проблемами в поведении, которые зачастую возникают у дислексиков на почве раздражительности. Они также являются неоценимой поддержкой для родителей, обеспокоенных потребностями дислексичного ребенка.

      • Найдите специалиста-психиатра в справочнике, поговорив с педиатром или психологом вашего ребенка. Поспрашивайте на местных интернет-форумах родителей, у которых есть дети с особенностями развития: они часто знают хороших специалистов.
    2. Узнайте, какие варианты обучения существуют для вашего ребенка. Поскольку дислексия обусловлена тем, как мозг обрабатывает информацию, ее нельзя изменить или «вылечить». Но существуют способы, с помощью которых дислексичных детей можно обучить звукотехнике, чтобы их мозг понимал основы того, как связаны друг с другом звуки и буквы. Это позволяет им более успешно обучаться чтению.

    3. Поймите важность эмоциональной составляющей. Когда учитель вашего ребенка в курсе, что у него дислексия, он может изменить свой подход в соответствии с эмоциональными потребностями ребенка. К примеру, ребенка не будут ставить в затруднительное положение, заставляя читать вслух сложные тексты, что может вызвать огромный стресс и беспокойство. Соответственно, и одноклассники не станут дразнить его.

      • Вместо этого учитель должен активно искать способы подчеркнуть сильные стороны ребенка. Так ваш ребенок сможет почувствовать, что такое успех, и встретить похвалу со стороны сверстников, тем самым повышая собственную положительную самооценку.
    • Не старайтесь выявить дислексию без участия педиатра. Многие состояния могут способствовать проблемам развития и некоторые из них могут означать серьезные проблемы со здоровьем.

    Источники

    1. http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    2. http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    3. http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    4. http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    5. http://www.learning-inside-out.com/dyslexia-in-children.html
    6. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    7. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    8. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    9. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    10. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    11. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    12. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    13. Famous People With The Gift of Dyslexia at http://www.dyslexia.com/famous.htm
    14. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    15. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    16. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    17. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    18. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    19. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    20. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    21. http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    22. NINDS Information Page (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) at http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    23. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    24. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    25. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    26. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    27. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    28. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    29. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    30. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    31. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    32. Characteristics of Dyslexia in Children (Natalie Hill) @ http://www.learning-inside-out.com/dyslexia-in-children.html
    33. A New Self-Report Inventory of Dyslexia For Students: Criterion and Construct Validity (P. Tamboer, H.S. Vorst) in Dyslexia 21(1), February 2015, pp. 1-34.
    34. NINDS Information Page (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) at

С того момента, когда ребенок идет в школу, у него часто возникают различные проблемы, связанные с обучением. Одной из них, довольно распространенных - является дислексия. Это когда при общем успешном обучении, успехах в других предметах, ученик никак не может овладеть чтением. При этом он может прекрасно рисовать, отлично считает, успешно осваивает нотную грамоту на уроках музыки. Но правильно и быстро читать никак не может научиться.

При этом почти всегда родители, да и учитель не считают это отклонение заболеванием. Они полагают, что ребенок должен больше заниматься чтением и проблема вскоре исчезнет сама собой. Иногда так и случается.

Но в большинстве случаев проблема с обучением чтению не проходит ни через год, ни даже через два. Когда становится понятно, что это заболевание, драгоценное время бывает упущено.

Сегодня мы поговорим про это патологическое состояние. Как проявляется дислексия у детей, коррекция, симптомы лечение этого заболевания, какие? Все это выясним и обсудим.

Почему возникает дислексия у детей (причины)?

Существуют различные причины появления такого нарушения. Они отражены в названии видов дислексии.

Например, заболевание разделяют:

Дислексия травмы. Обычно развивается вследствие родовой травмы.
- Первичная. Обусловлена наследственностью. Чаще всего встречается у мальчиков.
- Вторичная. Обусловлена гормональными нарушениями, произошедшими еще во внутриутробном периоде.
- Визуальная. Наблюдается неспособность правильно писать буквы, цифры, верно расставлять их при письме.
-Аудиальная. Наблюдаются затруднения восприятия текста на слух.
- Но основной причиной данной патологии специалисты считают нарушение работы определенных отделов мозга, которые отвечают за способности к познанию. Чаще всего такая дисфункция обусловлена наследственностью или генетическими нарушениями. Обычно один из родителей ребенка сам в детстве страдал от этого недуга.

Дисплексия, если ее вовремя выявить, удачно лечится и корректируется. Но чтобы определить ее у ребенка, нужно знать ее признаки и симптомы. О них далее:

Как себя проявляет дислексия у детей (симптомы заболевания)?

Характерными признаками дисплексии являются:

При чтении текста ребенок часто пропускает слова, а иногда целые предложения или даже абзацы. При этом он часто и подолгу трет глаза, глаза могут немного косить. В процессе чтения может немного прикрывать один глаз или совсем его закрывает. После чтения даже небольшого текста часто жалуется на усталость и головную боль.

Всеми правдами и неправдами старается избежать любого чтения, не хочет выполнять домашнее задание. Ему с трудом удается рисовать самые простые геометрические фигуры.

Также при дисплексии ребенок может писать слова в тетрадке задом наперёд. На уроках он отстает от других учеников по выполнению нормы техники чтения. Он плохо пишет.

Но нужно быть внимательными в выводах, определяя наличие дислексию у детей. Дело в том, что описанные признаки характерны также для детей, имеющих проблемы со зрением. Поэтому проконсультируйтесь у специалиста-офтальмолога, а затем покажите ребенка логопеду. Ведь ни сами родители, ни педагог, не могут поставить точный диагноз. Это под силу только специалисту.

Что делать при диагнозе дислексия у детей (лечение, коррекция) заболевания?

Терапия заключается в применении различных обучающих программ, направленных на коррекцию причины нарушения. С помощью программ ребенок овладевает навыками правильного чтения, тренирует свои познавательные функции. С помощью корректирующих упражнений ребенок овладевает навыками фонематического, зрительного восприятия текста, учится его анализировать. У ребенка формируются пространственные восприятия и т.д.

Лечение дислексии всегда комплексное, дифференцированное. Должно обязательно учитывать характер патологии, ее причину и проявления. С помощью коррекции, например, устной работы с текстом по специальной методике обучения, ребенок постепенно преодолевает трудности, чтение дается ему все легче. Он успешно справляется с распознаванием, как слов, так и чисел.

При правильно выбранной методике, при регулярных занятиях, ребенок приобретает все нужные навыки и симптомы дислексии исчезают без следа.

При необходимости корректирующие обучающие мероприятия дополняются лекарственным лечением. Его обычно назначают, когда у ребенка выявляются вторичные осложнения дислексии. В этом случае ему назначают ноотропные средства и витаминные комплексы.

Для осуществления эффективной коррекции дислексии нужно обратиться в медицинский центр, где осуществляют коррекцию и проводят лечение данной патологии опытные профессиональные логопеды. Нужно понимать, что от опыта и профессионализма врача зависит успех лечения. Если ребенок попадет в руки непрофессионала, то данное расстройство может усугубиться и перейти в хроническую и уже неизлечимую форму.

Помните также, что чем раньше приняты меры по коррекции и лечению, тем выше шансы на успех. Будьте здоровы!

Очень часто детей, которые страдают дислексией, считают непослушными, ленивыми и упрямыми. В связи с этим их помещают в классы для отстающих детей, не обращая внимания на то, что у этих детей имеются какие-либо выдающиеся способности. Из-за такого отношения дети, страдающие дислексией, теряют интерес к учебе, начинают прогуливать занятия. Если в это время не начать лечение дислексии, то наверстать упущенное вряд ли получится. Также без своевременной коррекции заболевания часто развиваются такие осложнения, как снижение самооценки, нарушение поведения, развитие депрессии.

Для лечения дислексии используют специальные программы коррекции, которые подбирают индивидуально к каждому пациенту. Владение навыками чтения, полученное благодаря этим специальным курсам, поможет страдающим дислексией чувствовать себя намного увереннее в разнообразных сферах деятельности. С помощью коррекции дислексии вроде устной работы, применения различных технических средств и альтернативных методов обучения страдающие этим нарушением преодолеют трудности с чтением, распознаванием чисел и слов.

Коррекция дислексии по типам нарушения

Расстройства зрения

Часто бывает, что у ребенка коэффициент умственного развития нормальный или выше среднего, но читает он намного хуже своих сверстников. При обследовании зрения у такого ребенка можно выявить какие-либо проблемы с бинокулярным зрением: не может сфокусировать оба глаза в одной точке либо глаза действуют не согласованно. В худшем случае такие нарушения приводят к тому, что ребенок путает слова и не может их правильно идентифицировать, в лучшем - испытывает дискомфорт даже после недолгого чтения.

Такого рода проблемы нельзя путать с нарушениями остроты зрения. Как правило, дети с нарушениями бинокулярного зрения и симметричного зрения имеют хорошую остроту зрения.

Родители должны помнить, что при проверке зрения ребенка с подозрением на дислексию обязательно нужно пройти полное обследование с проверкой бинокулярного зрения и другими специальными тестами. Потому, что просто проверка остроты зрения не даст никаких результатов.

Нередко можно встретить многих взрослых (от 20 до 30 лет), которые расскажут о том, что никогда не отличались хорошими отметками в школе, не любили читать и назывались «лентяями». Они могут вспомнить о том, что чтение вызывало у них определенные трудности и очень быстро утомляло их. А насмешки со стороны сверстников заставляли их вообще забыть об учебе и перестать выполнять домашние задания. При обследовании этих людей сегодня у большинства выявили проблемы с бинокулярным зрением. Все они говорили о том, что при любой возможности избегают чтения.

Чтобы не испытывать трудностей при чтении, используют очки и тренировку зрения. Процесс восстановления нормального зрения очень долгий, тяжелый и зачастую довольно болезненный процесс, который при средней степени тяжести заболевания дает положительные результаты уже через несколько месяцев. Однако для того, чтобы поддержать зрение на достигнутом уровне, понадобится использовать специальные очки.

Собственно дислексия (неспособность к обучению)

Чаще всего встречается дисфонезия («слуховой» тип дислексии). При данной патологии лечение ребенка направлено на обучение распознавания слова как целого. Затем применяют фонетический курс. Такая коррекция дислексии приводит в большинстве случаев к хорошим результатам и позволяет ребенку улучшить навыки чтения.

Дисэйдезия является полной противоположностью дисфонезии. При этом типе дислексии ребенок с трудом распознает слова как единое целое. Это сказывается на чтении. Оно становится медленным, так как ребенок буквально расшифровывает слова. Исследователи считают, что дисэйдезия обусловлена генетически и вылечить ее нельзя. Однако применение «обучающей» терапии может помочь каждому конкретному ребенку.

Для этих целей используют специальные курсы обучения чтению с помощью мультисенсорной методики интенсивного обучения. Однако это лечение не всегда приводит к успеху.

Разновидностью дислексии также является диснемкинезия, которая проявляется в некрасивом, корявом почерке и написании задом наперед букв и цифр. В данном случае главным является обучение ребенка отличию понятий «право» и «лево». Так как ребенок дезориентирован, он испытывает и трудности с чтением.

Перспективы излечения дислексии

При правильном подходе к обучению ученика с дислексией велики шансы на успех. Ребёнок не излечивается, а приобретает техники управлять этой особенностью таким образом, что симптомы дислексии бесследно исчезают. Нередко симптомы дислексии могут исчезать бесследно сами по себе, что связано либо с взрослением ребенка, либо с тем, что функции поврежденной области мозга на себя взял другой участок. Медицинская помощь в таких случаях ускоряет выздоровление. Если у ребенка развились вторичные осложнения, то ему коррекция дислексии продолжается путем назначения витаминов и ноотропных препаратов.

Задать вопрос на форуме


Мойему сынку 8 лет не четает не пишет цвета не разберает 1 класс трудом окончил корекцоный что делать кому как обратится мы из Казахстана горд Уральск малчик на казахском школе учился 1 класс есть где нибуд реядом Самаре или Оренбурге доктара хорошие помагите ждем ответа от вас

Куда обращаться с дислексией ребенка? К какому врачу,специалисту. Подскажите пожалуйста

Добрый день у моего сына проблема с чтением, концентрация внимания слабая я думаю что дислексия как помочь как коректировать я живу в Баку мне в Москву удобно приехать просто в какой центр обоатица

Здравствуйте! Кажется у моего сына дислексия, 7лет, 1й класс. Все время путает буквы, менчет местами, вообше рядом не стоящие все путается. Подскажите к какому специалисту обратиться? Мы в...

Здравствуйте.Моей дочери 9 летОна читает медленно и некоторые слова не понимает нам грозят коррекционной школой но я не хочу ее туда переводить. не хочу ее туда переводить.можно ли помочь.мы ходим к...

Моей дочери 7,5 лет, идёт в первый класс, большие сложности с чтением, много занимаемся, результата почти нет, некоторые Буквы до сих пор путает, цифры может писать в другую сторону, читает по слогам и много тратит на это энергии, уже формируется комплекс из за отставания, подали документы в лицей и теперь очень переживаю что наверное делаем только хуже, она скорее всего не справится с программой, как выяснить эти дислексия или просто пока плохо читает? (1)

Дети, страдающие от дислексии, часто испытывают трудности во время учебного процесса. Проблемы с чтением, речью, восприятием звуков и букв осложняют запоминание нового материала, мешают проявлению способностей. При дислексии дети плохо анализируют слова по звучанию, не воспринимают их как единое целое, нередко пишут задом наперёд буквы и цифры.

При выявлении дислексии родителям не стоит опускать руки, записывать ребёнка в категорию «проблемных» учеников. Регулярные занятия с логопедом, психологом, закрепление материала дома частично или полностью исправят положение. Не всегда можно добиться идеальных результатов для развития грамотности, но дети-дислексики нередко становятся успешными в других сферах жизни.

Что такое дислексия

Наследственное заболевание развивается при неполноценном функционировании определённых участков головного мозга. При этой патологии страдает задняя часть левой извилины.

Нарушение фонологического процесса вызывает проблемы с распознаванием, анализом, сочетанием и запоминанием звуков. Нередко дислексия сочетается с другим заболеванием – дисграфией (отмечены проблемы с написанием букв и цифр). Комплексный подход к коррекции обеих патологий при правильном настрое родителей и детей, своевременном распознавании проблем, помощи специалистов даёт положительный результат.

Основные проявления (у пациента отмечены один-два или несколько признаков):

  • слабое понимание, неправильное написание букв;
  • проблемы с образованием речи;
  • снижение слуховой памяти;
  • сложность в подборе слов для описания определённого явления (предмета, живого существа);
  • слабое запоминание названий объектов, одушевлённых и неодушевлённых предметов;
  • нарушения вербальной речи.

Нельзя считать дислексиков ущербными, отсталыми людьми. Идеальный почерк, письмо без ошибок, пересказ длинных текстов, нередко, для многих – недостижимая задача. Но при неполном излечении человек тоже может быть талантливым и, даже, гениальным.

Примеров множество:

  • Леонардо да Винчи.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Кира Найтли.
  • Том Круз.
  • Владимир Маяковский.
  • Орландо Блум.
  • Мэрилин Монро, другие знаменитые личности.

Дислексия нарушает понимание произносимых текстов, ухудшает процесс счёта и письма, но обостряет органы чувств, способствует проявлению других талантов. Нередко дислексики становятся успешными людьми в сферах, требующих проявления творческого мышления, аналитики, слома стереотипов.

Особенности:

  • нестандартное, образное мышление;
  • развита любознательность, проявляется яркий ум;
  • развитие проницательности, интуиции;
  • тяга к творчеству;
  • восприятие мыслей как реальности;
  • интеллект выше среднего уровня.

Совет родителям! Не пытайтесь полностью переделать ребёнка, страдающего дислексией. При правильном подходе к лечению уходят негативные проявления, но сохраняется живость ума, отличная образная память, нестандартное мышление. Задача взрослых – раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал, помочь в самореализации. Попытки «загнать в рамки» губят личность, мешают развитию талантов, ухудшают психоэмоциональное здоровье ребёнка.

Причины развития патологии

Мозговая дисфункция развивается под влиянием некоторых биологических факторов:

  • повреждение головного мозга во время внутриутробного развития плода;
  • токсические поражения центральной нервной системы в перинатальном периоде;
  • грипп, краснуха, корь, перенесённые во время беременности;
  • родовые травмы;
  • внутричерепные кровоизлияния при сложных, затяжных родах;
  • инфекционные заболевания с поражением мозга после рождения;
  • тяжёлые хронические патологии у детей раннего возраста;
  • как один из симптомов при ДЦП, дизартрии.

Проблемы с чтением и письмом нередко возникают при наличии социально неблагоприятных факторов. Даже здоровый малыш зачастую испытывает трудности на занятиях в садике/школе, если родители не считали умственное, речевое развитие приоритетами в раннем возрасте.

Общие причины дислекции:

  • дефицит общения, невнимание к развитию речи;
  • отсутствие внимания к воспитанию, развитию малыша;
  • использование двух – трёх языков в семье.

Диагностика и признаки

Диагностика заболевания включает несколько мероприятий:

  • специальные тесты для выявления проблем с чтением;
  • исследование головного мозга.

При подозрении на дислексию обратитесь к специалистам:

  • логопеду;
  • детскому психологу:
  • неврологу.

Большинство родителей не могут вовремя распознать проблемы с восприятием информации, различные расстройства чтения по причине отсутствия знаний в этой области. О развивающемся заболевании говорят многие симптомы. Важно вовремя распознать их, не списывать неудачи во время учебного процесса на невнимательность, гиперактивность или недостаточный уровень подготовки к школе.

Обратите внимание на перечень признаков, свидетельствующих о первичных расстройствах чтения. Вы обнаружили у сына или дочки более пяти симптомов? Как можно скорее обратитесь за врачебной помощью.

Ранние признаки:

  • проблемы с изучением алфавита, плохое запоминание таблицы умножения;
  • ребёнку сложно выполнить простые указания;
  • малыш отказывается рисовать, возникают сложности с проведением простых линий, раскрашиванием фигур;
  • никак не удаётся правильно держать ложку;
  • заметны проблемы с развитием мелкой моторики;
  • выраженные проблемы с речью;
  • сложно рассказать, о чём сказка, малыш слабо запоминает стихотворения;
  • ребёнок невнимательный, не может сосредоточиться;
  • малыш отказывается читать вслух;
  • ребёнок изменяет порядок букв при письме, плохо держит ручку.

В дошкольном возрасте добавляются новые признаки:

  • плохая речевая память;
  • развитие речи проходит с опозданием;
  • ребёнку сложно запоминать новые слова и понятия;
  • при чтении, письме возникают сложности;
  • ребёнок замыкается, не может наладить контакт со сверстниками.

У младших школьников отмечены следующие нарушения:

  • движения импульсивные, неловкие;
  • новые навыки сложно освоить;
  • ученик заменяет одни слова другими, схожими по значению;
  • появляется разворот букв и слов, написание справа – налево (е – э, дом – мод);
  • возникают проблемы с декодированием многих слов;
  • ребёнок путает арифметические знаки, схожие по написанию;
  • при дислексии у детей младшего школьного возраста сложно запоминать факты.

При отсутствии коррекции, невнимании к потребностям ребёнка в 4–7 классе проявляются следующие симптомы дислексии:

  • закрепляется нежелание читать, пересказывать, писать;
  • почерк так и остаётся некрасивым, размашистым либо слишком мелким, неясным;
  • ученик плохо ориентируется в выражении лица, слабо понимает язык тела;
  • техника чтения низкая;
  • речевая память слабая;
  • ребёнок не в состоянии спланировать многие повседневные дела;
  • неправильное произношение, написание слов;
  • сверстники считают ребёнка не развитым, избегают общения, насмехаются;
  • учителя нередко не уделяют ученику достаточно внимания, называют нерадивым, несерьёзным, часто предлагают перевести в класс для отстающих детей.

По адресу узнайте об эффективных методах лечения поноса у грудничка.

В старших классах проблема не исчезает:

  • сохраняется неправильное произношение слов;
  • ученик не полностью воспринимает объём информации;
  • скорость письма и чтения ниже, чему одноклассников;
  • ученик медленно читает, часто допускает ошибки;
  • подростку сложно приспособиться к изменениям;
  • навыки письма развиты недостаточно для возраста.

Эффективные способы коррекции

Задача родителей – вовремя обратить внимание на первые признаки развития дислексии у детей. Не стоит думать, что со временем проблема исчезнет, малыш подрастёт, догонит других деток. Занятия с логопедом, детским психологом и неврологом – обязательный элемент терапии.

Не всегда удаётся полностью излечить заболевание, но создать оптимальные условия для развития навыков чтения, письма, общения со сверстниками можно. Важно найти профессионалов, владеющих современными методами лечения дислексии у детей разного возраста.

Традиционный способ лечения дислексии – логопедическая коррекционная работа. В процессе терапии врач с подключением родителей исправляет неречевые процессы и патологии речи.

Требуется настойчивость, ежедневный труд не только в кабинете врача, но и дома. По возможности отдайте малыша в логопедический садик с грамотным персоналом.

В зависимости от типа заболевания специалисты предлагают определённый метод коррекции дислексии:

  • дисэйдезия (детки не понимают, что слово – это единое целое). Сложная форма заболевания, коррекция проходит с переменным успехом. Иногда помогает мультисенсорная методика;
  • дисфонезия (затруднён анализ слов по их звучанию). Основа терапии – фонетические методы. Во время курса лечения детки учатся различать слова;
  • диснемкинезия (плохой, неряшливый почерк, написание цифр и букв задом наперёд). Логопеды считают: основная причина нарушения – дезориентация в пространстве. Начало коррекции – пояснение понятий левой и правой стороны, далее проводятся занятия по выработке правописания.

Хорошие результаты дают:

  • метод Дейвиса;
  • физическое движение;
  • психологическая помощь;
  • обучение при помощи специальных компьютерных программ, облегчающих распознавание букв, порядка слов в предложении, фонетических конструкций;
  • создание комфортного микроклимата в семье и классе;
  • точное планирование дня, составление чёткого расписания занятий;
  • при тяжёлых формах – народные средства, лекарства для улучшения внимания и памяти;
  • раннее выявление первичного расстройства при чтении, пересказе текстов.

  • развивайте речь, больше общайтесь с малышом с раннего возраста;
  • первые мини-занятия по чтению в игровой форме начинайте с 3,5–4 лет;
  • приучайте малышей к книжкам с малых лет, читайте сказки, показывайте картинки, подчёркивайте, сколько интересных вещей можно узнать благодаря чтению;
  • привлекайте деток к изготовлению карточек с буквами;
  • читайте малышам короткие рассказы на интересную тему, просите пересказать, задавайте вопросы по тексту;
  • не навешивайте на сына или дочку ярлыки, если у деток не всё получается во время уроков чтения;
  • поднимайте самооценку, не скупитесь на похвалу при успехах;
  • развивайте другие навыки, приобщайте к творчеству, дайте раскрыться талантам, которые наверняка есть в каждом малыше.

Теперь вы знаете, что такое дислексия у детей. При выявлении нарушений не паникуйте: существуют методы коррекции этого заболевания. Настройтесь на регулярные занятия со специалистами, выполняйте рекомендации врачей дома. Самостоятельно справиться с дислексией у детей невозможно: требуется помощь опытного логопеда, психолога и детского невролога.

Подробнее о том, что такое дислексия у детей в следующем видео:

    Дислексия встречается не так часто, как об этом говорят. Как считает известный педиатр Е. О. Комаровский: истинная дислексия – неврологической природы, а та, с которой мы сталкиваемся, возникает из-за того, что в доме вообще ничего читать не принято!

Чтобы родителям было проще разобраться в этом недуге и вовремя помочь ребенку, мы расскажем о причинах этой болезни, основных её видах и симптомах. Разберёмся в методах коррекции и способах лечения этого заболевания.

Дислексия – хроническая болезнь, которая вызывает проблемы с чтением. Часто является сопутствующим синдромом при различных инвалидностях ребенка.

По статистике, от дислексии страдают до 15% населения всего мира. Чаще болеют мальчики.

Дети с дислексией бывают талантливы в искусстве, дизайне, творчестве, в области математики и программирования.

Причины дислексии:

Выделяют три причины дислексии. К сожалению, пока не всем проявлениям болезни ученые нашли объяснение.

Наследственная предрасположенность заболевания, пожалуй, одно из самых понятных и изученных проявлений болезни.

Второй фактор, который влияет на возникновение болезни, – клинико-психологические симптомы, возникающие при неврологических заболеваниях и патологиях развития.

Еще существует педагогический подход к дислексии – когда признаков патологии и заболевания организма нет, а симптомы дислексии присутствуют. Определяется эта причина только при тщательном медицинском обследовании. Объяснить проявления заболевания в таком случае учёные пока не смогли.

Виды дислексии:

Классификация дислексии была проведена педагогом-профессором Р.И. Лалаевой.

Выделяют 6 типов заболевания:

Семантическая, проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.

Оптическая, проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Выделяют литературную оптическую дислексию и привербальную.

Фонематическая, выделяют две формы.
Первая форма – нарушение чтения, где происходит замена звуков (б-п, д-т, с-ш, ж-ш).
Вторая форма – патология чтения, которая обусловлена побуквенным чтением, искажением звуко-слоговой структуры слова. Искажение звуко-слоговой структуры – в пропуске согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках звуков (утка – «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).

Мнестическая – трудность в усвоении букв, в их недифференцированных заменах.

Аграмматическая дислексия. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», кошка – «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения (все – «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов третьего лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида (влетел – «влетал», видит – «видел»).

Тактильная дислексия, обычно проявляется у слепых детей.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Прежде всего нужно знать, что диагноз «дислексия» ставится ребенку только после 8 лет. Все те ошибки при чтении и письме, которые он совершает до этого возраста, могут быть банальным обучением чтению. Но если эти ошибки остаются и после 8 лет, а ребенок никак не хочет их исправлять, задумайтесь о проявлении болезни.

Симптомы дислексии:

Существует множество признаков дислексии. У каждого ребенка она протекает по-своему. Но мы постараемся выделить симптомы, которые встречаются чаще других, и разделим их на основные и дополнительные.

Основные:

Частое потирание глаз, чтение под неестественным углом зрения.

Приближение книги к глазам при чтении. При этом нарушения зрения в других случаях не наблюдается.

Чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди.

Жалобы на усталость, головную боль, нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением.

Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.

Трудности с пониманием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное, непонимание отдельных его участков.

Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.

Дополнительные:

Эти симптомы не всегда являются признаками заболевания. Если вы у своего ребенка заметили один из этих симптомов, не спешите бежать к врачу, понаблюдайте за ним. И только когда сойдутся несколько пунктов из нашего списка, стоит обратиться к специалистам:

Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том, что общее речевое развитие протекает нормально.

Проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями.

Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения.

Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.

Неузнавание слов при чтении, непонимание текста.

Методики коррекции и лечения дислексии:

Ребенок с заболеванием дислексии может обладать выдающимися способностями. Но эмоциональная зрелость у него отстает от возраста. Избавиться от дислексии раз и навсегда нельзя, но ее можно скорректировать, помочь ребенку самостоятельно контролировать своё состояние и оградить его от неприятия сверстниками. При правильной корректировке дислексии он может не отличаться от одноклассников, но при возникновении стресса или болезни ошибки в письме и чтении увеличиваются.

Начиная коррекцию дислексии, прежде всего нужно пройти обследование, диагностику, получить у специалистов рекомендации, индивидуальные для каждого ребенка.

Методы коррекции, которые мы рассмотрим, относятся к тем детям, которые клинически здоровы, и у них не диагностировано психическое заболевание. Исправление дислексии заключается в построении недостающих связей в мозге.

Чтобы помочь своему малышу, важно понять, что для таких детей характерно образное мышление, для него мысли – это в первую очередь картинки. Малышу трудно выражать свои идеи словами, для него это просто звуки, от которых он устает. Отсюда кажется, что ребенок плохо вас понимает. Иногда именно из-за этой особенности речь ребенка-дислектика односложная, непоследовательная, и кажется, что у ребенка бедный словарный запас. Часто дислексия является сопутствующим заболеванием диагноза «СДВ» (синдром дефицита внимания). Попробуйте описать «Джоконду» словами. Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.

Начать корректировку недуга нужно с развития речи и увеличения словарного запаса ребенка. Но такому ребенку не объяснишь всё на словах, для него это просто звуки. Ему нужны образы, а значит, родителю все нужно показывать: предметы, признаки, действия. Для ребенка важно использовать в дальнейшем свой жизненный опыт, и обязанность родителей ему этот опыт дать. Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок.

Развитие речи для ребенка с дислексией и его родителей – это образ жизни. Сначала малыша нужно научить не только читать, но и понимать прочитанное. В одном слове может быть несколько значений, и до ребенка все эти значения нужно донести. Впоследствии могут возникнуть трудности с математикой, музыкой и другими предметами, где сложно представить образ.

При коррекции дислексии очень важно не заставлять ребенка читать. Это может вызвать у него истерику, головную боль, тошноту, слезы.

Для ребенка важна визуальная информация, поэтому читайте ему сами, включайте различные аудиосказки и энциклопедии в аудиоформате. Очень помогает посещение различных спектаклей и представлений.

Особенно хорошо помогает при корректировке спорт, это могут быть упражнения на координацию движений и баланс. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. Дыхательная гимнастика поможет ребенку успокоиться и придаст силы для дальнейшей борьбы с недугом.

Эффективные методы коррекции дислексии у младших школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис является автором методики лечения дислексии, он сам страдал этим недугом и успешно с ним справился. По утверждениям врача, дислектики – это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось у А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчилля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Р. Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Бесспорный успех методики доказывает и реакция детей, которые с удовольствием ходят на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.

Методика Корнева

А. Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • рядоговорение;
  • ритмы;
  • субтест «повторение цифр»;
  • кулак-ребро-ладонь.

Профилактика дислексии:

Для полноценного развития ребенка и для исключения возможности возникновения дислексии с детьми нужно заниматься с раннего возраста. Это должны быть различные занятия в игровой форме, развивающие речь, письмо, мелкую и крупную моторику, увеличивающие словарный запас.

Игры помогают развитию умственных способностей у детей, а также учат мыслить, анализировать, ориентироваться. На начальном этапе обучение должно состоять из демонстрации образов: животных, предметов, букв и слов. Визуальная информация ребенком воспринимается легче при такой форме обучения. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем не возникнет таких проблем, как дислексия. Даже в детских дошкольных учреждениях обучение детей строится на демонстрации зрительных материалов.

Игры для профилактики дислексии:

Составление предложения из слов: предложение должно быть легким, каждое слово написано на отдельной карточке. Родитель озвучивает предложение, показывает его ребенку, а затем перемешивает карточки и предлагает малышу вновь собрать предложение правильно.

«Пишем вслух». Игра заключается в написании отрывка любимого произведения ребенком под диктовку. Главное условие – это чтобы отрывок нравился.

Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. И так же можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Эти игры помогут родителям научить ребенка писать и читать, не потеряв интереса к обучению в дальнейшем.

Справиться с дислексией возможно. Родителям нужно набраться терпения, а ребенку понадобятся поддержка, внимание и участие. Регулярные занятия малыша с родителями и специалистами помогут скорректировать заболевание и научат жить полноценной жизнью, не отличаясь от сверстников.


Recenzie utilizator



  • Conținut similar

      Всего было открыто десять вакантных позиций, и чтобы претендовать на одну из них, ребенок должен быть младше тринадцати лет и должен увлекаться играми, научными наборами, куклами и машинками, а также уметь живо и интересно делиться своими впечатлениями о них.
      Чтобы предложить свою кандидатуру, соискателям (или их родителям) необходимо заполнить специальную форму на сайте и прислать тридцатисекундный ролик, в котором ребенок рассказывает о своей любимой игрушке. Успешные кандидаты, отобранные целой судейской коллегией, получат годовой запас игрушек от Aldi и работу по тестированию и оценке полученных игрушек.
      «Это отличная возможность для детей заниматься тем, что они и так делают лучше всего, - играют с игрушками!», - говорит Джули Эшфилд, директор по закупкам британского подразделения Aldi. Заявки уже приняты, а значит, совсем скоро определятся десять счастливчиков, которые смогут играть в игрушки на профессиональном уровне.
      n-e-n.ru

      1. Час, день, неделя без гаджетов
      В английском языке недавно появился новый термин для обозначения того, как смартфоны мешают людям общаться вживую, - technoference (от слов technology - «технология» и interference - «помеха, вмешательство»). Исследования показывают, что они действительно лишают нас удовольствия от разговора лицом к лицу, мы постоянно отвлекаемся и не включаемся в то, что происходит в реальности.
      Начать можно с малого: достаточно изучить статистику экранного времени, причём как детскую, так и свою (разумеется, вместе). Цифры могут вас удивить - неужели социальные сети могут съедать столько? Не говоря уже о мессенджерах.
      Чтобы перестать импульсивно тянуться к смартфону каждые пять минут, можно как минимум выделить час, когда никто в семье не пользуется телефонами
      Вместо этого, о ужас, вы общаетесь. Играете в те самые настольные игры (если хочется), читаете, гуляете, ходите в кино и, в общем-то, приятно проводите время. Но только без гаджетов. Добровольно, разумеется. Для эксперимента стоит выбрать не загруженный будний день, а выходной, когда в реальности смартфон не нужен каждую минуту.
      А еще важно откладывать их во время совместных завтраков и ужинов. Так и тем для разговора станет больше, а неловкого молчания - меньше. Вскоре вы обнаружите, что и час, и два отлично обходитесь без проверки фейсбука, а смешные гримасы могут жить и без инстаграма.
      Неделя - испытание для отважных. Проще всего её пережить, к примеру, в отпуске (да, мы помним про инстаграм, но наверняка где-то в шкафу у вас лежит и «просто фотоаппарат»).
      2. Дети на работе
      В конце апреля во многих странах родители берут с собой на работу детей - познакомить с коллегами, рассказать о своих обязанностях, ну и, само собой, покормить в офисной столовой или заказать пиццу. Зачем? Разве детям это интересно? Конечно, да!
      Для некоторых взрослых то, чем занимаются их родители, навсегда остаётся загадкой. Подумайте, как вы отвечаете на вопрос детей: «Что ты делал на работе?» Вряд ли из этих ответов складывается реальная картина мира. А вот такие мероприятия очень сближают, потому что приоткрывают дверцу во взрослый мир, который так интересен детям.
      К сожалению, в Молдове далеко не каждый сможет привести ребёнка на работу, у многих ненормированный рабочий день, многие офисы совсем не жаждут принять тех, кто топает, бегает и задает странные вопросы. Здесь нам есть чему поучиться у шведов. Не так давно страну признали мировым лидером по балансу между работой и жизнью: декретный отпуск там могут взять не только мамы, но и папы; большая часть населения работает по гибкому графику и не пользуется услугами нянь. Так что рассказать и показать, чем занимаются родители, там существенно проще.
      3. Видеоигры
      Не спешите листать дальше, если ваш ребёнок не залипает часами в Майнкрафте и не тратит все карманные деньги на сюрреалистичные образы в Фортнайт. Видеоигры часто ругают за то, что они, мол, провоцируют агрессию, мешают спать, да и вообще сущее зло. Так ли это на самом деле? Спорный вопрос. Возможно многомиллионные гонорары киберспортсменов и стримеров убедят вас в том, что, если играть осознанно и вдумчиво, из них можно извлечь как минимум море удовольствия, а то и пользу.
      Вот лишь несколько идей:
      Выпустить пар после тяжёлого дня в школе или на работе - устройте семейный чемпионат или серию дуэлей в файтинге. Куда веселее и полезнее, чем копить негативные эмоции. Отправиться в путешествие во времени - поездка на море в Грецию, Турцию или Египет может пройти куда увлекательнее, если предварительно всей семьёй пройти одну из частей серии Assassin’s Creed. Смотреть на Парфенон куда интереснее, если неделей ранее побывал на его вершине. Устроить свой чемпионат - причём не только по футболу. Сегодня можно сыграть в детальные симуляторы баскетбола, тенниса, гольфа, регби и других видов спорта. Заодно разберётесь в хитроумных правилах. 4. Семейный сериал
      Стриминговые сервисы вроде Netflix и онлайн-кинотеатры есть во всех более или менее умных телевизорах, не говоря уже о компьютерах и смартфонах. Выделите время, когда вся семья сможет спокойно собраться у экрана и посмотреть любимый сериал или шоу. У такого клуба киноманов есть одно важное правило: никто не жульничает и не смотрит следующую серию раньше остальных. Иначе какой в этом толк?
      Что же посмотреть?
      «Гравити Фоллз» - если вы не слышали об этом мультсериале, а дети ещё не успели надоесть пересказами любимых серий, вам крупно повезло. Пару близнецов - Диппера и Мейбл - отправили на лето гостить у дядюшки в глухом городке, где то и дело происходят загадочные события в духе «Твин Пикс». Яркая рисовка, взрослые темы, остроумные шутки - смешать, взболтать, смотреть три сезона запоем. «Очень странные дела» - захватывающий, красивый и просто ностальгический сериал, который уже на третьем сезоне успел приобрести статус культового. Неудивительно, ведь загадочная атмосфера захолустного городка, на окраине которого в секретной лаборатории открывают портал в параллельный мир, мягко говоря, способствует погружению. Главные герои - дети, только вот приключения у них самые что ни на есть взрослые. «По ту сторону изгороди» - этого мультфильма не хватит надолго (всего десять серий по 11 минут), но лучше вечерней сказки не придумать. Братья Грег и Вирт вместе с лягушкой по имени Джейсон Фундерберкер ищут дорогу домой через мрачный волшебный лес. О важных и сложных темах создатели рассказали остроумно и тонко, так что высочайший рейтинг мини-сериала вполне заслужен. «Лемони Сникет: 33 несчастья» - экранизация легендарной серии детских книг с Нилом Патриком Харрисом в роли харизматичного антагониста дяди Олафа. История злоключений трёх сирот, оставшихся на попечении безумного родственника, не балует зрителя неожиданными поворотами. Тем не менее магический антураж и фантасмагорические декорации неизменно держат в напряжении.
      5. Совместное планирование
      Ситуация, знакомая многим родителям: поехали за границу, в другой город или просто выбрались на выходных в центр, а ребёнку всё неинтересно, скучно, он хочет домой или хотя бы поесть. Почему так? Неужели ему ничего не интересно? Лишь бы у компьютера или в смартфоне подольше посидеть! К сожалению, всё не совсем так.
      Большинство родителей планируют каникулы, отпуск и даже выходные сами, не учитывая мнение ребёнка, ради которого вроде бы всё и затевается
      Чтобы все члены семьи получили удовольствие от совместного досуга, стоит подключать детей к принятию решений, сколько бы лет им ни было. Спрашивайте, делитесь мнением, давайте советы, но позвольте хотя бы часть решений принимать ребёнку. Мало того что это научит его самостоятельности и поможет стать ответственнее, такие каникулы действительно могут стать отпуском мечты.
      Ребёнок очень хотел покататься на лошадях, но ему не понравилось? Делаем выводы вместе! Родители не хотели играть в лазертаг, но дочь настояла, а им в итоге понравилось? Взрослые, делайте выводы!
      mel.fm

      Снежные ангелы – это такие специальные ангелы, которые следят, чтобы зимой был снег. Долгое время работы у них было немного, потому что снег и сам выпадал, как полагается. Но мир изменился, и наступило Глобальное потепление. Снег от этого не то чтобы исчез, но стал ложиться неравномерно – там выпадет, тут растает.

      И не вся живность была надежно укрыта бело-пушистыми одеялами на зиму. Поэтому Снежным Ангелам пришлось покинуть свои ангельские чертоги и спуститься на землю, чтобы уже на месте следить за порядком.
      Они придумали прижимать снег к земле, примерно так же, как кнопками прикалывают к доске листы бумаги. Тогда он лежит на месте и никуда не девается.
      Кстати, люди могут видеть Снежных Ангелов за работой. Но они не догадываются ни о миссии этого народа, ни о его настоящем имени. Поэтому люди называют Снежных Ангелов по-своему – “снеговики”.

      А если верить старинному преданию, в конце XV века, примерно в 1493 году жители Флоренции, проснувшись по утру, обнаружили, что город завален шедшим всю ночь снегом.
      Молодой правитель города, Джованни ди Лоренцо ди Пьеро де Медичи, попросил своего 18-ти летнего друга слепить снеговика во внутреннем дворе своего дворца. Юноша же был не кто иной, как итальянский скульптор, архитектор, поэт, Микеланджело Буонарроти.
      В честь такого милого праздника редакция собрала милые фотографии Снежных ангелов.

      Lemonade.style

      Оперевшись на мнение психологов, мы разобрались, какие фразы, сказанные в адрес детей сегодня, могут повлиять на принципы восприятия ими жизни на долгие годы вперед.
      «Ты сможешь стать, кем захочешь»

      Всячески поддерживать детей в их увлечениях и целях на будущее - это замечательно. Однако чрезмерная амбициозность детей, как показали исследования, может оказывать негативное действие. Важно донести до своих детей, что у них должен быть запасной план на случай, если им не удастся реализовать свои мечты касательно карьеры. Не каждый ребенок может стать талантливым хирургом, космонавтом или звездой футбола, даже если будет усердно трудиться для достижения своей цели. И это совершенно нормально.
      Задача родителя - вырастить ребенка реалистом, научить ставить достижимые цели и подготовить к тому, что в жизни его могут ждать разочарования.
      «Делай через не могу»
      В случае с физическими нагрузками такие наставления могут причинить ребенку вред. Чаще всего это касается родителей, которые пытаются через детей реализовать свои несбывшиеся мечты, например быть балериной или звездой спорта. Чересчур интенсивные тренировки грозят травмами, которые могут перечеркнуть будущее вашего ребенка. Научите его прислушиваться к собственному телу и вовремя реагировать на боль и дискомфорт.
      «Ты весь в отца / мать»

      Нет ничего плохого в том, чтобы сравнивать детей с кем-либо из его родных в положительном ключе. Но чаще всего подобные фразы носят отрицательный характер. Причем критике подвергается поведение не только ребенка, но и родителя. Это сбивает детей с толку и вынуждает выбирать сторону мамы или папы, стремиться угодить кому-то одному из них.
      «Ты лучше всех / Тебе нет равных»
      Даже если вы говорите такие фразы из самых лучших побуждений, идеализирование ребенка может иметь негативные последствия для его самооценки. Это приводит к тому, что дети не решаются пробовать себя в чем-то новом, боясь, что потерпят неудачу и не оправдают ожидания родителей.
      «Съешь брокколи / шпинат / цветную капусту, это очень полезно»

      По мнению исследователей из Чикагского университета, для детей слово «полезный» со временем становится синонимом слова «невкусный». Из-за этого они могут отказываться от любой здоровой пищи, даже не попробовав ее. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок съел, например, цветную капусту, лучше скажите, что она вкусная и хрустящая.
      «Не бей сестру / брата»
      Когда нас переполняют негативные эмоции или злость по отношению к конкретному человеку, это совершенно нормально. Как дети, так и взрослые зачастую не в состоянии повлиять на свои чувства, но мы можем найти способ управлять ими. Именно этому нужно научить ребенка - принимать эмоции и контролировать свою реакцию на них. Фраз «не бей брата» или «не обижай сестру» без объяснения причин недостаточно. Ни один ребенок не ответит на них: «Хорошо, не буду!»
      Постарайтесь донести до своих детей, что они не должны подавлять свои эмоции, однако направлять их в причинение физического вреда близким неправильно. Предложите ребенку выплеснуть негатив на подушку или игрушку, нарисовать картинку, отражающую его чувства, или просто описать их словами.
      «Не расстраивайся из-за ерунды»

      Не преуменьшайте проблемы своего ребенка. Возможно, для него это вовсе не ерунда, даже если речь идет о потерянной игрушке. Демонстрируя детям пренебрежение, вы можете потерять к ним доверие, а это грозит тем, что в более взрослом возрасте они не придут к вам за советом или помощью, если проблема будет действительно серьезной.
      «Давай я тебе помогу»

      Умение ребенка определять, когда ему действительно нужна посторонняя помощь, а когда он может справиться самостоятельно, - один из самых важных навыков, которые мы должны приобрести в раннем возрасте. Многие родители опережают потребности своих детей, например, помогая им с домашним заданием, которое они вполне могли бы сделать сами. Во взрослой жизни такие люди потом с трудом берутся за новую для них работу, опасаясь неудач.
      «Не трогай - поломаешь!»

      Если вы будете постоянно повторять подобного рода фразы, это приведет к тому, что ребенок станет скованным и неуверенным в себе. После таких слов малыш и правда, вероятнее всего, уронит или поломает вещь, ведь вы заранее настроили его на такой исход. Во взрослой жизни этот человек может бояться строить карьеру - он будет уверен, что у него ничего не получится, а значит, и начинать не стоит. Если вы боитесь, что ребенок может сломать или испортить какую-то ценную вещь, лучше скажите: «Будь осторожнее с этим. Я переживаю, как бы оно не разбилось».
      «Ты такой умный!»

      На первый взгляд, эта фраза кажется хорошим способом похвалить ребенка, однако она может убедить его в том, что для достижения успеха не обязательно прикладывать усилия, ведь он обладает особым талантом или умом от природы. Лучше поощрять работу и старания детей, а не их качества. Например: «Ты так усердно трудился над этим проектом», «Я верил, что у тебя все получится, ведь ты столько времени и сил потратил на задание».
      «Мама не плачет, все в порядке»
      Пытаясь защитить своего ребенка от переживаний, некоторые родители надевают перед ним счастливую маску и притворяются, что все хорошо, когда их самих переполняют эмоции. Однако дети очень тонко чувствуют фальшь, и она их пугает. Если вы будете подавлять негативные эмоции и имитировать позитивные, это ухудшит не только ваше самочувствие, но и отношения с ребенком. Вам не обязательно рассказывать ему обо всем, что случилось, однако детям важно на своем примере показать, что они не должны стыдиться собственных чувств.
      «Не разговаривай с незнакомцами»

      В случае с маленькими детьми эта концепция слишком сложна для понимания. К тому же они могут начать сторониться всех незнакомцев, в том числе тех, кто пытается им помочь, например полицейских или пожарных. Вместо того, чтобы запрещать ребенку разговаривать с любыми прохожими, лучше объясните, как нужно вести себя в конкретных ситуациях, например если какой-нибудь подозрительный мужчина предложит им конфеты и позовет к себе домой.
      А ваш ребенок часто слышит от вас подобные фразы в свой адрес? Как вы считаете, какие еще слова родителей губительны для детской психики?
      adme.ru

  • Дислексия – виды, признаки и лечение болезни у детей